В фондах Национального музея РБ хранится уникальная коллекция национального костюма различных бурятских племен, представленная мужской и женской одеждой, праздничной и повседневной. Комплект одежды, как правило, включает в себя нижнее белье, верхнее платье, обувь и головной убор. Последний, если речь идет о женском предмете гардероба, мы привыкли представлять как остроконечную шапку, непременно украшенную кораллами, бусами и тесьмой. Но, вопреки нашим представлениям, женский головной убор западных буряток отличался кардинально. Об этом сегодня и поговорим.
«Трофей» ученого
Мы находимся в уютной мастерской художника-реставратора по ткани Оксаны Пиртановой. Оксана Евгеньевна была одной из тех мастеров, что привели обветшавшие и в некоторой степени потерявшие вид экспозиционные предметы в почти первозданное состояние. После реставрации экспонаты начинают привлекать большее внимание посетителей и цепляют взор.
Но прежде, чем дать слово Оксане, мы попросим хранителя коллекции «Быт. Этнография» Любовь Левитину рассказать о том, как головной убор, на котором мы сегодня остановимся, попал в фонды и чем же он так отличается от своих «собратьев».
Итак, по словам эксперта, предмет нашей беседы был изготовлен в конце ХIХ века в Балаганскомуезде Иркутской губернии неизвестным мастером. По документальным сведениям, история его поступления связана с деятельностью Сергея Петровича Балдаева, известного ученого-этнографа, который в 1933 году по заданию Бурятского ученого комитета выезжал в экспедиции в Качугский и Эхирит-Булагатский аймаки. Он собирал материалы для предстоящей выставки, посвященной 10-летнему юбилею БМ АССР. В одной из поездок ему удалось найти и приобрести удивительные по форме и дизайну женские шапочки. К сожалению, в результате долгого использования владельцами те потеряли форму и обветшали. И только после реставрационных работ предметы стали доступны для научного изучения и экспонирования. Вместе с двумя подобными головными уборами, хранящимися в фондах Национального музея, отреставрированный свадебный биизга малгай составляет уникальный ансамбль, демонстрирующий влияние модных тенденций и взаимовлияний местного населения конца XIX – начала ХХ вв.
Биизга малгай, декорированные разнообразной тесьмой, лентами, кусочками шелка, кружевом, золотным шитьем и позументом, женщины Предбайкалья носили по праздникам. А украшенные искусственными цветами и плодами надевали на свадьбу (впоследствии и по разным торжественным случаям).
Любовь Филипповна отмечает, что история появления среди булагатов подобных головных уборов поздняя. Речь идёт о конце XIX века. Здесь прослеживается явное влияние либо украинского, либо польского и в меньшей степени тюркского народного костюмов.
Второе рождение спустя 200 лет
Тем временем Оксана Пиртанова вспоминает: при поступлении в реставрацию предмет был сильно загрязнен и деформирован, в некоторых местах наблюдались даже разрывы материала. Думаете, ничего страшного? Как бы не так. Необходимо было понять технологию изготовления. Для этого требовалось просмотреть и тщательно изучить коллекцию аналогичных головных уборов Национального музея РБ, составить план и пр. После частичного демонтажа тщательно были очищены все детали шапочки, а многочисленные повреждения ткани определили необходимость ее полного дублирования на шелковый газ. Места сквозных разрывов были соединены, нити основы расправлены и укреплены так называемым «реставрационным швом» (мононитью нейтрального цвета). В процессе укрепления расправляли спутанные нити, восстанавливали рисунок ткани. Так как старая основа пришла в негодность, было принято решение о её замене на основу из некоего бескислотного картона.
- После очистки и укрепления всех деталей я приступила к монтажу, - рассказывает Оксана Евгеньевна. - Вначале на новую основу нитками был закреплен деревянный обруч. Затем поставлен на место очищенный и укрепленный шелк c подкладкой, при этом восстановлены в оригинальной технике все ручные швы. И в заключение смонтированы по старым проколам, отмеченным нитками, искусственные цветы и листья.
Интересно, что в целом будничные шапки иркутских женщин весьма походили на татарские тюбетейки, в то время как восточные дамы носили уборы конической формы, то есть вытянутые вверх. А немного позже шали и платки русского производства и вовсе практически вытеснили предметы национального костюма из гардероба западных буряток…
Зоя Степанова, «Ариг ус».