Имя легендарного балетмейстера, актера кино Петра Абашеева знакомо даже далеким от балета людям. Его память увековечили в бронзе. Памятник Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву приветствует каждого возле театра оперы и балета.
В далёком 1955 году в театр оперы и балета Бурятской АССР вошел молодой человек. Он мало напоминал типичного худощавого артиста балета. Представитель Ленинградской балетной школы Петр Абашеев имел, как выразились бы сейчас, ярко брутальную внешность.
- Наконец-то! В балет богатырь пришел! – восхищенно говорили об Абашееве.
Доживи он до наших дней, чтобы сказал о жалобах Анастасии Волочковой на то, что редкий партнер может поднять ее на сцене. Петр Абашеев легко поднимал партнершу с любым весом, но только Сахьянову он возносил на руках словно ожившую драгоценную фарфоровую статуэтку. Возносил не только на руках, но и в мыслях.
Первым педагогом по классическому танцу у бурятских студийцев (а их, детей из Бурятии, направленных в город на Неве в далёком 1947 году, было 16 человек) стала Е.П. Вечеслова-Снеткова, ученица великого Энрико Чеккети. У него же в своё время обучались и сама Ваганова, и Павлова, и Кшесинская. А также Фокин, Нижинский, Карсавина, Горский и др. Формировала у будущих артистов балета эстетическую и нравственную культуру и сама атмосфера Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), города музеев и театров, города известных всему миру талантов и гениев.
В личном архиве выпускника вагановки было немало похвальных грамот, а в характеристиках уже в средних классах отмечалось: «Его данные и отношение к работе обещают формирование хорошего танцовщика». Выпустился Пётр Абашеев в знаменитом большом адажио фениксов в балете «Красный мак».
«Один из лучших, необычайно работоспособный, имеющий хорошие профессиональные данные: прыжок, чувство позы и жеста, вращение на полу и в воздухе, - говорится в его последней училищной характеристике. - Великолепный партнёр в дуэтном танце, быстро схватывает танцевальные комбинации, имеет педагогические способности».
Всё это осталось с ним после окончания училища.
Будучи одним из премьеров бурятской балетной сцены, Пётр Абашеев исполнил почти весь репертуар театра. Среди его основных партий были Али-Батыр в «Шурале» Яруллина, Зигфрид в «Лебедином озере» и Дезире в «Спящей красавице» Чайковского, Абдерахман в «Раймонде» Глазунова, Спартак и Красс в «Спартаке» Хачатуряна, Хулиган в «Барышне и Хулигане» Шостаковича, Фархад в «Легенде о любви» Меликова, Альберт в «Жизели» Адана, Гирей в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева, Базиль в «Дон-Кихоте» и Солор в «Баядерке» Минкуса. И, конечно же, Енисей в «Красавице Ангаре» Л. Книппера и Б. Ямпилова, единственном национальном балете, удостоенном Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки.
Многие годы Пётр Тимофеевич Абашеев был художественным руководителем труппы, балетмейстером-репетитором, педагогом. Вместе с народной артисткой СССР Ларисой Сахьяновой станцевал тысячи спектаклей, объездил с гастролями многие страны. Вместе с народным артистом СССР Гомбо Цыдынжаповым и Ларисой Сахьяновой создавал Бурятское хореографическое училище (ныне колледж), преподавал в нём классический танец, выпустив немало прекрасных танцовщиков, многие из которых сохраняют на хорошем уровне и развивают дальше балет Бурятии.
23 декабря 1995 года в газете «Бурятия» был опубликован Указ Президента Республики Бурятия «О награждении Почётной грамотой Республики Бурятия Абашеева П. Т.». В нём говорилось: «За заслуги в области театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность наградить Почётной грамотой Республики Бурятия Абашеева Петра Тимофеевича – заместителя директора Улан-Удэнского хореографического училища, народного артиста Российской Федерации». Это был последний официальный документ при его жизни.