Юбилей великого танцора Петра Абашеева

24 июля исполнилось 85 лет со дня рождения народного артиста РСФСР
935

Имя легендарного балетмейстера, актера кино Петра Абашеева знакомо даже далеким от балета людям. Его память увековечили в бронзе. Памятник Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву приветствует каждого возле театра оперы и балета.

В далёком 1955 году в театр оперы и балета Бурятской АССР вошел молодой человек. Он мало напоминал типичного худощавого артиста балета. Представитель Ленинградской балетной школы Петр Абашеев имел, как выразились бы сейчас, ярко брутальную внешность.

- Наконец-то! В балет богатырь пришел! – восхищенно говорили об Абашееве.

Доживи он до наших дней, чтобы сказал о жалобах Анастасии Волочковой на то, что редкий партнер может поднять ее на сцене. Петр Абашеев легко поднимал партнершу с любым весом, но только Сахьянову он возносил на руках словно ожившую драгоценную фарфоровую статуэтку. Возносил не только на руках, но и в мыслях.

Первым педагогом по классическому танцу у бурятских студийцев (а их, детей из Бурятии, направленных в город на Неве в далёком 1947 году, было 16 человек) стала Е.П. Вечеслова-Снеткова, ученица великого Энрико Чеккети. У него же в своё время обучались и сама Ваганова, и Павлова, и Кшесинская. А также Фокин, Нижинский, Карсавина, Горский и др. Формировала у будущих артистов балета эстетическую и нравственную культуру и сама атмосфера Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), города музеев и театров, города известных всему миру талантов и гениев.

В личном архиве выпускника вагановки было немало похвальных грамот, а в характеристиках уже в средних классах отмечалось: «Его данные и отношение к работе обещают формирование хорошего танцовщика». Выпустился Пётр Абашеев в знаменитом большом адажио фениксов в балете «Красный мак».

«Один из лучших, необычайно работоспособный, имеющий хорошие профессиональные данные: прыжок, чувство позы и жеста, вращение на полу и в воздухе, - говорится в его последней училищной характеристике. - Великолепный партнёр в дуэтном танце, быстро схватывает танцевальные комбинации, имеет педагогические способности».

Всё это осталось с ним после окончания училища.

Будучи одним из премьеров бурятской балетной сцены, Пётр Абашеев исполнил почти весь репертуар театра. Среди его основных партий были Али-Батыр в «Шурале» Яруллина, Зигфрид в «Лебедином озере» и Дезире в «Спящей красавице» Чайковского, Абдерахман в «Раймонде» Глазунова, Спартак и Красс в «Спартаке» Хачатуряна, Хулиган в «Барышне и Хулигане» Шостаковича, Фархад в «Легенде о любви» Меликова, Альберт в «Жизели» Адана, Гирей в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева, Базиль в «Дон-Кихоте» и Солор в «Баядерке» Минкуса. И, конечно же, Енисей в «Красавице Ангаре» Л. Книппера и Б. Ямпилова, единственном национальном балете, удостоенном Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки.

Многие годы Пётр Тимофеевич Абашеев был художественным руководителем труппы, балетмейстером-репетитором, педагогом. Вместе с народной артисткой СССР Ларисой Сахьяновой станцевал тысячи спектаклей, объездил с гастролями многие страны. Вместе с народным артистом СССР Гомбо Цыдынжаповым и Ларисой Сахьяновой создавал Бурятское хореографическое училище (ныне колледж), преподавал в нём классический танец, выпустив немало прекрасных танцовщиков, многие из которых сохраняют на хорошем уровне и развивают дальше балет Бурятии.

23 декабря 1995 года в газете «Бурятия» был опубликован Указ Президента Республики Бурятия «О награждении Почётной грамотой Республики Бурятия Абашеева П. Т.». В нём говорилось: «За заслуги в области театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность наградить Почётной грамотой Республики Бурятия Абашеева Петра Тимофеевича – заместителя директора Улан-Удэнского хореографического училища, народного артиста Российской Федерации». Это был последний официальный документ при его жизни.

Читайте также