О новой премьере «ААДАР» по «Грозе» Александра Островского

В Бурятском академическом театре драмы прошла премьера спектакля "ААДАР" по самой хрестоматийной пьесе русской классики "Гроза" Александра Островского
Намжилма Цыденова, литературный сотрудник ГБАТД им. Х. Намсараева 
228

Бессмертная русская классика на бурятской сцене ожила не в первый раз. До этого театр брался за сценическое воплощение пьесы в 1945 и 1950 годах.

За постановку спектакля взялась приглашенный из Москвы режиссер Виктория Печерникова. «ААДАР» - это вторая работа молодого режиссера в Бурятском театре драмы. Сотрудничество с театром у Виктории началось с участия в 2019 году в работе творческой лаборатории «Шэнэ буряад зүжэг. Современная бурятская драматургия», когда она приняла приглашение выступить режиссером на этапе читок от куратора проекта Вячеслава Дурненкова. Итогом продолжившегося сотрудничества стало создание двух спектаклей «Тугшан» по одноименной пьесе Саяна Жамбалова в 2019 году и «ААДАР» по «Грозе» Александра Островского в 2020 году.      

В постановочную команду спектакля «ААДАР» вошли Ася Бубнова, занимавшая в прошлом году пост главного художника театра,  композитор Сойжин Жамбалова, хореограф Павел Окунев. Пьесу Островского на бурятский язык перевела Дабацу Юндунова, заслуженная артистка Бурятии, она же выступила помощником режиссера.

В бурятском варианте прочтения пьесы нет знакомых со школьной скамьи вещей - русских платков, купцов, борьбы с мещанством.  Нет и реки Волги, наоборот, пространство спектакля – это песчаная пустыня с красным песком, как на Марсе, и в этой пустыне существуют какие-то остатки цивилизации. 

- На сцене некая альтернативная реальность, это наши размышления на тему, как бы все могло сложиться, если бы произошел большой катаклизм наподобие концу света. В принципе, что и витает в воздухе, в нашей реальной жизни - ощущение того, что мы куда-то не туда катимся. Предположим, что-то произошло и полюса Земли поменялись местами, климат кардинально изменился и люди оказались в постапокалиптическом мире, - отмечает художник спектакля Ася Бубнова.

По задумке режиссёра, действие в спектакле «ААДАР» разворачивается в закрытой общине, которая живёт по своим законам, и каждый их день полон мистических ритуалов и обрядов. В душах суеверных жителей царит засуха, страх перед переменами и таинственным будущим, привычное лицемерие и ложь самим себе не дают шанса на выживание.

Несмотря на то, что фантазия режиссера увлекает за собой, в спектакле нет серьёзных отступлений от сюжета, сохранены все линии и персонажи,  драматические конфликты героев переданы современным театральным языком. Посыл режиссера, приглашение на разговор о самом человеке, об одиночестве и поиске места в жизни, искушениях, страстях  и выборе был принят зрителями. Они отметили, что постановка получилась современной, актуальной, смелой и живой, создателям спектакля удалось всколыхнуть эмоции. Школьники, которым еще предстоит познакомиться с пьесой в рамках учебной программы, поделились, что интрига держала в напряжении до самого конца спектакля и финал им понравился.

Из истории театра:

 Первая премьера по «Грозе» состоялась 11 ноября 1945 года, вторая -  29 октября 1950 года.

Режиссером первой постановки в переводе Намжила Балдано выступил Александр Канин - режиссер Харьковского драматического театра, который в годы войны находился в эвакуации в Улан-Удэ. Художественным оформлением спектакля занимался Александр Тимин. В архиве театра сохранились редкие фотографии: фото программки, общее фото труппы с Каниным после премьеры и фото исполнителей ролей.

Роль Катерины сыграла тогда Степанова Мария Николаевна – будущая народная артистка СССР, в роли Кабанихы выступала Юлия Шангина, Варвары – Найдан Гендунова, Кулигина – Чойжинима Генинов, Тихона – Цырен Шагжин, Дикого –Петр Николаев, Шапкина – Цыден Дамдинов, Вани Кудряша – Антроп Ильин, старой барыни – Софья Халтагарова.

29 октября 1950 года состоялась премьера второй постановки "Грозы".
Перевод Намжила Балдано, режиссером был Петр Нагаслаевич Николаев, художником - Борис Чернутов. В роли Катерины тогда выступили Валентина Найдакова, Тихона – Дагба Доржиевич Дондуков.

Читайте также