Колдовство Должин Тангатовой

На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
Батодалай Багдаев
496

Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла.

В моноспектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче.

В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю.

Не поверите, но в темном зале как - будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова. 

 Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего.

Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность.

Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какофония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия.

Фантазия впечатлительного человека   дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.

Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).

Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм.

Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем, я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене.

Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу.

Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал.

Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием.

Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует.

Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста.

Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы.

Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!

Батодалай Багдаев, фото Туяа Ямпиловой.

 

Покупка билетов на сайте burdram.ru

Телефон кассы: 222-537.

Внимание! Новый зал "Тайзан59" расположен на 4 этаже театра, лифта нет. Приносим свои извинения за неудобство.

#буряадтеатр_афиша

#спектакли_апрель

Читайте также