«Даже если бы он написал только «Будамшуу»…

Цырену Галзутовичу Шагжину 5 мая исполнилось бы 100 лет со дня рождения.
Валентина Бабуева - заведующая музеем ГБАТД имени Хоца Намсараева, заслуженный работник культуры РБ и РФ, кандидат культурологии
1790

Н

ародный артист Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер Ордена «Знак Почета», член Союза писателей СССР, один из выдающихся деятелей бурятской культуры, талантливый актер, режиссер, киноактер, переводчик, прозаик, драматург, исполнитель бурятских народных песен Цырен Галзутович Шагжин родился в селе Хара-Шибирь Заиграевского района. При подготовке этой публикации выяснилось, что год его рождения в разных документах зафиксирован по-разному. В театральных источниках и документах значится 1918 год, по словам близких родственников и по лично написанной автобиографии он родился в 1919 году. Такое разногласие с датой рождения у людей старшего поколения было довольно обычным явлением, так как отсчет возраста велся не с момента рождения, а с момента зарождения.

5 лет назад в 2014 году на родине Цырена Галзутовича, благодаря усилиям родственников Ц. Г.Шагжина – племянникам Дылыгме Санжиевне и Баиру Шагжиным, свято берегущим память о знаменитом брате их матери, администрации Заиграевского района, сельских поселений «Дабатуйское» и «Хара-Шибирь», работникам сельского клуба и школы, в селе Хара-Шибирь состоялся праздник, посвященный 95-летию со дня рождения их знаменитого земляка. Казалось, сама природа приветствовала участников и гостей, прибывших на малую родину Агвана Доржиева и Цырена Шагжина. Со всех сторон по горам шли ливневые дожди, а над самой Хара-Шибирью светило солнце и дул теплый ветерок.

Из Улан-Удэ в торжествах приняли участие Председатель союза писателей М. Р. Чойбонов, с напутственными словами вручил свои книги и хадаги родственникам, землякам, представителям администраций. Народные артисты России М. Г. Елбонов и Н. Г. Токуренова – знаменитые Будамшуу и Пиглай рассказали о своих звездных ролях, сыграли отрывок из спектакля, вызвав оживление и смех среди зрителей. Заведующая музеем театра бурятской драмы В. Д. Бабуева рассказала о жизненном и творческом пути Шагжина в виде презентации фотографий и документов из фондов архива, копию презентации подарила сельскому клубу. Гость праздника Баир Цыренжапович Дамбаринчинов   специально снимал материал для передачи «Буряад орон». Эржэна Гомбоева и Ешигма Цыбенова от бурятского радио брали интервью, делали записи для радиопередач на русском и бурятском языках.

Школьники, участники театральной студии с. Заиграево и художественной самодеятельности района показали прекрасный концерт с отрывками из спектакля «Черт в сундуке», семейскими и бурятскими песнями, задорными танцами. Праздник собрал не только жителей села, где проживают около 30 семей, но и гостей со всего района. И что сразу бросается в глаза – очень много молодых семей, которые пришли к клубу со своими маленькими детьми. И долго звучали бурятские и русские песни, звенел детский смех – хорошая примета для будущего села.

В 1934 году после окончания школы крестьянской молодежи Цырен Шагжин поступил учиться в Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище. Навсегда запомнились ему уроки по мастерству актёра режиссёра-педагога А. В. Миронского, по сценической речи педагога Е. Д. Прозоровой, по русскому языку – М. М. Засорина, по бурятскому языку – А. И. Шадаева.

Уже в студенческие годы как один из серьезных, вдумчивых и талантливых студентов привлекался для участия в массовых сценах и эпизодических ролях спектаклей бурятского драматического театра. По окончании училища он был зачислен актёром в театр. С первых лет работы он упорно овладевал профессией. Весной 1938 года режиссер М. Б. Шамбуева на выпускном актерском курсе поставила дипломный спектакль «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. Главные роли – кавалера ди Рипафратта исполнили Ц. Шагжин, Мирандолину – В. Лыгденова (второй исполнительницей этой роли была М. Степанова), Фабрицио – Ф. С. Иванов.

В 1938 году уже в должности артиста театра Цырен Шагжин исполняет роль Суута Мэргэна в музыкально-драматическом спектакле «Баир» А. Шадаева и Г. Цыдынжапова. Эта постановка стала большой удачей театра, заложившая основу для открытия в республике музыкального театра. Драматическим актерам пришлось разучивать и исполнять небольшие вокальные партии, участвовать в больших хоровых и танцевальных сценах. Первым исполнителем главной роли Баира был молодой артист В. Халматов, создавший образ благородного, смелого юноши-охотника. Суута Мэргэн (Ц. Шагжин) – тоже удалой охотник, но завистливый, коварный соперник Баира. В новой усовершенствованной редакции музыкальная драма «Баир» была включена в декадный репертуар 1940 года в Москве. Ц. Шагжин участвовал также в опере «Энхэ-Булад батор». Из исполнителей московская пресса особенно отмечала удачу Надежды Петровой, создавшей образ Булган, возлюбленной в Баира. Отмечалась правдивая, искренняя игра Шарипа Короткова в роли мужественного Баира, хана – Бадма Балдакова и Суута Мэргэн Цырена Шагжина. По итогам Декады большой группе участников были присвоены почетные звания, вручены заслуженные ордена и медали. Цырен Шагжин был награжден орденом «Знак Почета».

В первые послевоенные годы коллектив музыкально-драматического театра заметно укрепился – в труппу вернулись актеры, участники Великой Отечественной войны.

В сезоне 1945-46 годов особенно удачными, этапными для театра стали постановки заслуженного артиста РСФСР А. И. Канина – «Гроза» А. Островского, «Егор Булычев и другие» М. Горького. 11 ноября 1945 года состоялась премьера «Грозы». В спектакле был создан слаженный актерский ансамбль: Дикой – П. Николаев, Кабаниха – Ю. Шангина, Тихон – Ц. Шагжин, Варвара – Н. Гендунова, Борис – Г. Лосев. Каждую роль они сумели сделать по-своему яркой и правдивой.

В сезоне 1952-53 годов директором Бурятского драматического театра назначается Цырен Аюржанаевич Балбаров, Шагжина назначают главным режиссером и командируют на годичные высшие режиссерские курсы при ГИТИСе в Москву.

Находясь в Москве, Шагжин добивается в Управлении по делам искусств РСФСР возможности подготовки актерских кадров для бурятского театра в высших театральных учебных заведениях.

В 1954 году при Ленинградском государственном институте театра музыки и кино начала учебу первая национальная театральная студия. В последующие годы театральную студию этого института окончили еще три выпуска актеров.

Возвратившись на родину, будучи главным режиссером, сделал многое для создания репертуара национального театра драмы. Лично переводил пьесы русских и зарубежных классиков на бурятский язык, ставил их на сцене театра. Но этого было недостаточно. Одаренный актер, режиссер с середины 50-х годов стал заниматься плодотворно и бурятской драматургией, хотя, первая пьеса «Радость матери» была написана в 1942 году, за ним увидели свет его пьесы «Один вопрос», «Радостный день», «Обманщики».

Его драматургические произведения разнообразны по своим идейно-художественным и жанровым особенностям: фольклорная, историческая, современные темы; сатирическая комедия, романтическая драма, лирическая комедия.

В 1954 году на основе бурятских сатирических сказок написал комедию «Будамшуу», который представляет собой новый этап в освоении темы «фольклор и современность». Комедия была поставлена в том же 1954 году, в качестве постановщика и первым исполнителем главной роли выступил автор. Ни одной другой пьесе в бурятской драматургии не выпала столь долгая и счастливая сценическая жизнь, столь грандиозный и тотальный успех, как знаменитой комедии. Уже в первые десять лет она выдержала свыше 400 представлений, в 2004 году в год пятидесятилетия со дня первого исполнения на сцене бурятского театра был сыгран 1000-ый спектакль! С успехом она была показана в Москве во время Декады бурятской культуры и искусства в 1959 году. Еще в конце 50-х годов комедия «Будамшуу» обошла сцены театров Якутии, Татарии (Мензелинский театр), Башкирии (Сибайский театр), Тывы, Калмыкии, Хакасии. В 1973 году его поставили в Кумыкском театре Дагестана.

Пьеса стала классикой в репертуаре не только бурятского академического театра, в ней играли на разных сценах и профессиональные артисты, и актеры народных театров и школьных драматических кружков. Через полвека образ Будамшуу обрел новое значение, когда народный артист России М. Елбонов называет свой театр именем своего героя, которого играл на сцене в течение 19 лет. В последние годы конкурс «Юный Будамшуу» выходит за рамки республики, в нем принимают участие молодые дарования Иркутской области и Агинского национального округа. В 2008 году в Монголии проведен очередной конкурс, где для участия в финальном концерте в Улан-Удэ 5 ноября 2008 года отобраны пять участников. В 2019 году этот конкурс, ставший уже международным, будет отмечать 15-летний юбилей.

В конце 50-х годов как ответ драматурга на запросы о современном герое появились еще две пьесы «Первый год» и «Песня весны». Премьера «Первого года» состоялась в канун ХХ съезда КПСС и отразила изменения, которые происходили в жизни нашей страны в тот период. В спектакле было много хороших актерских работ – главный герой, умный, чуткий, инициативный председатель колхоза Зоригто Эрдынеев, созданный В. К. Халматовым. Рядом с ним были целая галерея запоминающихся портретов колхозников. Среди них – старый кузнец Бата в исполнении Ц. Дамдинова, старая птичница Дари – Н. Гендунова, честный труженик Нанзат – И. Миронов, симулянт Пэлхэндэй – Ч. Генинов. В конце 50-х годов пьеса с успехом шла на сцене в театре г. Чойбалсана МНР.

В 1957 году драмой «Песня весны» Цырен Шагжин одержал еще одну крупную победу. Поставленная на сцене театра режиссером Б. Аюшиным, пьеса имела прочный успех и долгую сценическую жизнь. Спустя восемь лет в 1965 году она заново ставится на сцене театра Б. Аюшиным. Новая постановка, как одна из самых лучших, была включена наряду с «Любовь Яровой» К. Тренева и «Укрощением строптивой» Шекспира в гастрольную афишу театра в Монголии. Гастроли тогда прошли столице Улан-Баторе, в Дорнодском и Хэнтэйском аймаках, городах Чойбалсане, Ундэрхане. В монгольской прессе появились статьи и рецензии, высоко оценивающие спектакли бурятского театра.

В 1963 году Цырен Галзутович написал веселую, очень сценическую сатирическую комедию «Черт в сундуке». Первая постановка была осуществлена в 1963-1964 годах. С тех пор прошло более 50 лет. Со временем название того или иного спектакля сходит с афиш, но «Черт в сундуке» и сегодня еще в репертуаре театров. Несколько поколений бурятских артистов играли роли в этом спектакле. В первой постановке Б. Аюшина разнообразием красок, богатством интонаций, темпераментностью привлекали зрителей игра Н. Гендуновой в роли старой матери Бумы, ламы Тартада в исполнении С. Рабсалова, Д. Жалсараева, Дамдина – Б. Цыбенова и С. Аранжурова, Хасара – Г. Бутуханова, Сэрэгма – Н. Шагдарова.

В постановке, осуществленной Т. Бадагаевой эстафету приняли Л. Дугарова – Бума, Ч. Гуруев – Хасар, О. Бабуев – Тартад, Сэрэгма – Т. Бальжанова и Д. Гылыкова, Дамдин – Н. Бадмаев.

Переведенная на русский язык в 1962 году, пьеса ставилась на разных языках в театрах Уссурийска, Кызыла, Лысьвы, Канска, Перми, Казани, Кустаная, Волгограда. Спектакль был поставлен в Болгарском государственном театре города Кырджели, куда консультантом приглашался автор пьесы Ц. Шагжин.

Особняком стоит в творчестве Ц. Шагжина новая пьеса «Галта джунгли» («Пылающие джунгли»), написанная и поставленная в театре в 1967 году. Это была одна из первых постановок в стране о героической борьбе вьетнамского народа за свою независимость.

Готовясь в 1968-1969 годах к гастролям в Москве, коллектив заново пересматривает постановки прошлых сезонов. Так была создана вторая сценическая редакция пьесы. В гастрольный репертуар театра вошли семь самых лучших спектаклей, в том числе две пьесы Шагжина – «Песня весны» и «Пылающие джунгли», в которых отражены были наиболее острые, исторические моменты, когда решались судьбы не только нескольких людей, а целого народа.

Переведенные на русский язык пьесы Шагжина стали доступными для всех народов нашей страны – они переведены на 11 языков народов СССР.

Творческий портрет Цырена Галзутовича был бы неполным, если не сказать о нем как артисте кино – он сыграл первую свою роль еще в далеком 1949 году, создав в художественном кинофильме «Пржевальский» (Мосфильм) вместе с Юлией Шангиной, Цыденом Дамдиновым, Сундупом Рабсаловым запоминающиеся образы окружения знаменитого путешественника. Может кто-то из представителей старшего и среднего поколения вспомнит художественные фильмы «Алитет уходит в горы» и «Пора таежного подснежника» с участием Цырена Шагжина.

По бурятскому и всесоюзному радио звучали бурятские и монгольские песни в великолепном исполнении Цырена Галзутовича. Напетые им песни на грампластинки до сих пор сохранились в фондах бурятского радиовещания и даже в некоторых семьях в Бурятии, Монголии, Калмыкии.

Начиная с 1960-х годов, Шагжин приобрел известность как писатель-прозаик. Автор шести сборников прозы на бурятском языке. Несколько сборников, такие как «Люди родного края», «Пятнистый олененок», «Красные кони», «Красные всадники», «Пьесы и рассказы» и другие были изданы в Иркутске. Москве на русском языке.

Нередко память о человеке довольно быстро «затягивается» временем. Но есть имена, в данном случае, когда речь идет о творчестве Цырена Галзутовича Шагжина, память о нем с каждым годом становится, напротив, все более значимой, все более глубокой. Вероятно, это происходит не только в силу значимости этих людей в искусстве, но и в силу того огромного впечатления и неизгладимого следа, который они оставили в душах и сердцах тех, кто с ними работал, встречался. Особенно, когда сейчас мы много говорим, обсуждаем и пишем о возрождении и развитии бурятского языка, культуры, обычаев, традиций нашего народа.

Читайте также