В настоящее время в Российской Федерации проходит обсуждение концепции проекта федерального закона «О культуре».
Министерство культуры Республики Бурятия приглашает всех заинтересованных лиц, в том числе общественные организации, ознакомиться с данной концепцией.
Будем благодарны за предоставление отзывов и предложений к данной концепции на адрес электронной почты maksim.a@minkultrb.ru в срок до 29 апреля 2019 года.
Концепция проекта федерального закона «О культуре»
(подготовлена рабочей группой по разработке концепции и проекта федерального закона «О культуре», утвержденной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 217)
Основная идея, цель и предмет правового регулирования законопроекта
В послании Федеральному Собранию Российской Федерации
1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В.Путин особо отметил, что конечной целью всех сторон деятельности государства является Человек: «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, – я говорил уже об этом, – а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека».
Именно на таком понимании современных задач государственной власти в России построены утвержденные Главой государства в 2014 году «Основы государственной культурной политики». Этот документ фиксирует тот факт, что культурное развитие страны, общества является необходимым условием формирования и реализации творческих способностей российских граждан, их интеллектуального развития и нравственного совершенствования.
До настоящего времени в системе законодательства Российской Федерации нет законодательного акта, который бы создавал необходимые правовые механизмы для движения в соответствии с заданным вектором общественного развития.
Сегодня как никогда необходимо такое законодательство, которое рассматривает культуру как общественное явление, позволяющее передавать новым поколениям присущие российской цивилизации систему ценностей, понятия о морали и нравственности, дающее возможность видеть, понимать и ценить красоту, творчески осваивать внешний мир.
Новый закон «О культуре» (далее – закон, законопроект) должен способствовать созданию в обществе насыщенной культурной, интеллектуальной, духовной среды, которая позволит воспитать поколения, способные обеспечить будущее величие и силу России.
Если культура – это то, что формирует и транслирует особый цивилизационный код нации, - то и законодательство о культуре должно строиться на понимании этой особой миссии культуры, не сводимой ни к рыночным механизмам, ни к сфере потребления, ни к государственным услугам. На законодательном уровне должна быть зафиксирована самоценность целей культурного развития и безусловная специфика его форм и закономерностей.
Именно на раскрытие в законодательстве этих специфических особенностей культуры, на создание правовых механизмов опережающего культурного развития общества, страны, ее регионов и должен быть направлен новый закон о культуре.
Закон вместе с федеральными законами об отдельных видах и объектах культурной деятельности создает особый раздел законодательства, выводит культуру за рамки правового регулирования, применяемого для отраслей социальной сферы, создает специальные правовые механизмы реализации культурной политики.
Закон определяет формы реализации конституционных прав и свобод гражданина в области культуры, художественного творчества, участия в культурной жизни, а также реализации обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления различных видов культурной деятельности, а также определяет правовой статус объектов культурной деятельности и институтов, в том числе учреждений культуры и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества.
Законопроект должен содержать максимально возможное количество норм прямого действия.
Разработку законопроекта планируется осуществлять, базируясь на понимание того, что источником культуры является общество, народ. По отношению к культуре у государства есть обязанность: создавать благоприятные для культурного развития политические, законодательные и экономические условия. Исходя из этого, закон устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления, реализующие государственную культурную политику и осуществляющие государственную поддержку культуры, субъектами культурной деятельности не являются.
Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта
Действие проекта федерального закона распространяется на широкую группу лиц (физических и юридических), непосредственно осуществляющих культурную деятельность
Место будущего закона в системе действующего законодательства
Закон «О культуре» вместе с законами об отдельных видах культурной деятельности формирует специфический раздел гражданского законодательства, который создает правовые основы для деятельности по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению общественных культурных благ
Законом определяется перечень вопросов, которые могут быть урегулированы исключительно законодательством о культуре Российской Федерации, и по которым правовое регулирование не может устанавливаться иными нормативными правовыми актами, включая законодательные.
Общая характеристика и оценка существующего правового регулирования
Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.
Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:
· снижение интеллектуального и культурного уровня общества;
· девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;
· рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;
· деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;
· атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.
Действующий закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят в 1992 году, до принятия Конституции Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации. Его главными целями было полностью исключить идеологическое воздействие на культурные процессы, максимально сохранить созданную в предшествующие исторические периоды инфраструктуру культуры, предотвратить отток творческих кадров из страны.
В дальнейшем, в процессе формирования российского законодательства большая часть норм этого закона была либо исключена, либо заменена, и сегодня этот законодательный акт практически не действует.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).
Конституцию страны и принятые в соответствии с ней законы должны соблюдать не только граждане, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица (статья 15).
Статьей 18 Конституции установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44).
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней, в том числе и культурной, политики государства, поскольку в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики в области культурного развития Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, в свою очередь, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры (статья 114 Конституции Российской Федерации).
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации» установил, что Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации (статья 17).
Вместе с тем, в последние 25 лет реализуется подход к культуре как отрасли, входящей в т.н. «социальную сферу». Это позволяет приравнивать отдельные виды культурной деятельности и культурное развитие страны в целом к сфере услуг физическим и юридическим лицам. Такой подход не только приводит к неуклонному вытеснению культурной деятельности из сферы ответственности государства в чисто рыночные отношения, но формирует у граждан ложное позиционирование относительно культурных ценностей. Если искусства, образование, воспитание, наука суть услуги, то в этих сферах применим принцип «потребитель всегда прав». Следствиями этого являются и общее снижение культурного уровня российского общества, и деградация отдельных видов искусств и культурной деятельности, и все большее укоренение в общественном сознании предрассудков и суеверий, и легкость манипулирования общественным сознанием.
В сфере услуг не может осуществляться сохранение, производство, трансляция и распространение духовных ценностей, а значит человек, особенно молодой, начинает искать духовную и идейную основу вне культуры. Этим объясняется эффективность пропаганды в сети Интернет идей радикального ислама, распространение различных деструктивных сект, вовлечение детей и молодежи в т.н. «группы смерти», националистические организации, провоцирование молодежи на участие в незаконных протестных акциях и т.д.
В профессиональных культурных сообществах реализация данного подхода порождает нарастающее противодействие, выталкивая творческие элиты в зону протестной активности.
Культура может рассматриваться как «услуга» только в том же смысле, в каком услугой всему обществу являются армия, правоохранительные органы или правительство как институт. Но в отличие от армии или полиции «управлять» культурой приказами невозможно. Полноценное культурное развитие страны возможно только при всестороннем взаимодействии общества и государства. Принципы и формы этого взаимодействия должны быть закреплены законодательно.
Отказ от отраслевого подхода к культуре, реализацию государственной культурной политики в обозначенном понимании и объеме невозможно осуществить в существующих законодательных рамках.
С 2003 года в нашей стране проводится административная и бюджетная реформы.
Изначально целями этих реформ были заявлены следующие:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
- организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В последней редакции положения о правительственной комиссии по проведению административной реформы позиции, связанные с бюджетным сектором, изложены более четко: «оптимизация структуры и функций федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также их реорганизация или ликвидация».
Бюджетная реформа в последние годы осуществляется по следующим направлениям:
1) разделение уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходных источников и полномочий по их регулированию;
2) переход к среднесрочному финансовому планированию, совершенствование управления общественными финансами, основная задача которого – переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат (СБОР);
3) реорганизация и оптимизация сети бюджетных учреждений, повышение качества и эффективности оказания бюджетных услуг и переход на механизм их предоставления на основе госзаданий в рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Неизбежным следствием бюджетной реформы стала унификация подходов к бюджетному финансированию всех отраслей и обязательность измеримых критериев оценки достижения целевых показателей.
Для учреждений культуры реализация административной и бюджетной реформ проявляются в следующих новациях.
В соответствии с новыми нормами Гражданского кодекса (изменения от 2014 г.) и Бюджетного Кодекса (изменения 2007 г.) государственные (муниципальные) учреждения, по сути, обрели особый организационно-правовой статус. Такие учреждения могут быть трех видов – казённое, бюджетное, автономное. Соответственно, собственник учреждения имеет различные обязательства в отношении учреждений разных видов.
Казённые учреждения – это фактически автономные подразделения ведомства, они финансируются по смете, собственник несет полную субсидиарную ответственность, поступившие в учреждение внебюджетные средства являются доходами бюджета и изымаются.
Бюджетные и автономные учреждения создаются только для оказания услуг, финансируются через субсидии, в том числе на исполнение государственного задания, субсидиарная ответственность собственника ограничивается только случаями причинения вреда здоровью граждан, внебюджетные поступления остаются в распоряжении учреждений, но самостоятельное распоряжение ими значительно ограничено.
В силу целей действующей системы бюджетирования все показатели для оценки эффективности деятельности и использования бюджетных средств должны устанавливаться только в измеримых единицах, то есть оценка эффективного расходования бюджетных средств осуществляется преимущественно в рублях и процентах.
Признание всех видов деятельности бюджетных и автономных учреждений деятельностью по оказанию государственных (муниципальных) услуг зафиксировано в 2010 году Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В Законе также установлено, что оказание государственных (муниципальных) услуг - это «деятельность по реализации функций» соответствующего органа исполнительной власти.
Таким образом, до тех пор, пока театр, музей, цирк или филармония являются бюджетным или автономным учреждением, а значит – получают субсидии в рамках государственного (муниципального) задания, они, с точки зрения закона, «реализуют функции» органа исполнительной власти, выступающего их учредителем.
Осуществленные до настоящего времени этапы административной и бюджетной реформы привели к серьезной «оптимизации» сети бюджетных учреждений, в первую очередь, на муниципальном уровне, многократно увеличили объем отчетности учреждений, вынудили учреждения наращивать количество мероприятий и проектов, приносящих доход, то есть ведут к коммерциализации их деятельности. При этом сложившаяся практика формирования государственного (муниципального) задания для учреждений искусства оставляет возможность для учредителя вмешиваться в творческую деятельность «подведомственных» учреждений.
Подход к культуре как сфере «услуг» привел к существенной деформации понимания органами государственной власти и местного самоуправления природы бюджетных субсидий и грантов, выделяемых лицам, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями. Повсеместно бытует представление о праве чиновника диктовать условия и содержание творческого, культурного процесса тем, кто получает бюджетные субсидии или гранты.
Осуществленное в ходе административной и бюджетной реформ максимальное разграничение полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления фактически лишило федеральный центр возможности осуществлять единую культурную политику.
Таким образом, в ходе изменений гражданского и бюджетного законодательства из правовой системы Российской Федерации оказались фактически изъяты правовые механизмы реализации норм Основного закона, связанных с правами граждан в сфере культуры и с обязанностями государства относительно культуры и культурного развития страны.
Описание предлагаемых изменений
Нормы закона основываются на утвержденных Президентом Российской Федерации принципах государственной культурной политики. К ним относятся:
территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;
соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;
свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;
делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.
Закон разрабатывается как общий для всех видов и объектов культурной деятельности акт, определяющий особенности осуществления отдельных видов культурной деятельности, правовой статус объектов культурной деятельности и институтов в сфере культуры, формы государственной поддержки культуры и государственного управления в этой сфере, механизмы реализации конституционных прав граждан в сфере культуры.
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящего закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов об отдельных категориях объектов и видах культурной деятельности, законодательство субъектов Российской Федерации о культуре состоит из законов, принятых в соответствии с настоящим законом, нормативные правовые акты муниципальных образований о культуре принимаются в соответствии с настоящим законом.
Законом устанавливается, что внесение изменений в законодательство Российской Федерации о культуре, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о культуре осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Поскольку культура отнесена Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закон о культуре должен зафиксировать специфические для сферы культуры принципы разграничения полномочий. Предлагается ввести для отдельных объектов и видов культурной деятельности возможность совместного осуществления полномочий различными уровнями власти.
Установление особенностей разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации при реализации государственной культурной политики.
Распространение на отношения в области культуры общих принципов разграничения полномочий привело к усилению культурной изоляции отдельных регионов, законсервировало неравномерность их культурного развития, стало причиной распространения представлений об этнокультурной независимости отдельных сообществ или регионов. Для преодоления этих негативных тенденций в законопроекте предполагается установить, что разграничение полномочий, в полном смысле, в области культуры может касаться только вопросов собственности и управления имуществом, полномочий учредителя государственных учреждений культуры, установления более широких, чем в федеральном законодательстве, льгот и преференций для участников культурной деятельности.
Во всем, что касается содержания культурной деятельности, создания инфраструктуры для межрегионального культурного взаимодействия, охраны культурного наследия, сохранения музейного, книжного фондов, подготовки творческих кадров, должны быть законодательно установлены принципы совместного осуществления полномочий федерального центра и регионов, включая совместно финансирование проектов и процессов в области культуры. Аналогичные возможности объединения властных и финансовых ресурсов должны быть предоставлены самим субъектам Российской Федерации в целях развития межрегионального культурного взаимодействия.
Такой подход позволит создать условия для формирования и укрепления единого культурного пространства страны.
В целях формирования и укрепления единого культурного пространства России законом устанавливается обязанность государства поддерживать такие формы организации культурной деятельности, как общенациональные фестивали в различных видах искусств, профессиональные творческие конкурсы, общероссийские выставки современного изобразительного и визуального искусства, международный и внутрироссийский гастрольно-выставочный обмен и т.д.
В законе дается определение видов профессиональной и любительской культурной деятельности, фиксируется весь круг объектов и субъектов культурной деятельности.
Культурная деятельность – это деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области:
· культурного наследия, в т.ч. нематериального культурного наследия,
· профессионального художественного творчества (литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства),
· любительского художественного творчества;
· традиционного народного искусства, традиционных художественных ремесел;
· культурного просветительства и эстетического воспитания;
· профессионального художественного образования;
· музейного, архивного, библиотечного дела,
· художественной критики;
· наук об искусстве.
Закон фиксирует подходы к государственной и общественно-государственной поддержке культуры, устанавливает формы ее осуществления.
В законе устанавливаются особенности осуществления отдельных видов культурной деятельности, к которым относятся:
Литературное творчество
Театральное искусство
Изобразительное искусство
Визуальные искусства
Архитектура
Музыкальное искусство
Искусство кино
Исполнительские искусства
филармоническая деятельность
Деятельность музеев
Библиотечная деятельность
Культурно-просветительская деятельность
Сохранение памятников истории и культуры
Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации
В законе предполагается выделить в отдельный вид (подвид) культурной деятельности т.н. «современное» или «актуальное» искусство, к которому разделение на жанры в полном смысле не применимо. Также представляется необходимым распространение действия данного закона на искусство архитектуры.
Различные виды профессиональной культурной деятельности обладают выраженной специфичностью, что требует учета в законодательстве как в части особенностей форм организации деятельности, так в части статуса творческих работников, также предполагается законодательно закрепить направления творческой и профессиональной культурной деятельности, государственная поддержка которых обязательна.
Закон устанавливает кроме того направления гарантированной государственной поддержки любительской творческой деятельности и культурного просветительства, такие как:
финансовое обеспечение профессиональной деятельности государственных и муниципальных клубных формирований;
субсидирование на конкурсной основе деятельности негосударственных организаций, общественных и частных инициатив, связанных с привлечением граждан к занятиям различными видами творческой деятельности;
финансовая и организационная поддержка участия профессиональных творческих работников в развитии любительского искусства;
поддержка профессиональных деятелей искусства, людей творческих профессий в проведении мероприятий и реализации проектов, направленных на культурное просвещение граждан, на распространение знаний о культуре и искусстве, на формирование устойчивого общественного интереса к искусству и культуре.
В Законе предполагается отдельно зафиксировать виды культурных индустрий, которые должны или могут получать государственную поддержку, а также возможные формы этой поддержки.
Закон дает исчерпывающий перечень форм государственной и государственно-общественной поддержки культуры (сметное финансирование, обязательные бюджетные субсидии, субсидии на конкурсной основе, гранты, государственный заказ, приобретение произведений искусства и т.д.), определяет порядок ее осуществления.
Закон предполагает формирование полицентричной системы государственной поддержки и управления в сфере культуры, неотъемлемой частью которой должны быть профессиональные творческие организации и объединения организаций культуры. В связи с этим законом устанавливаются критерии отнесения общероссийских профессиональных творческих организаций и ассоциаций учреждений культуры к числу тех, кто принимает непосредственное участие в определение необходимых форм государственной поддержки культурной деятельности, в распределении этой поддержки в ее финансовом выражении, а, следовательно, несет прямую ответственность за эффективность принятых решений.
Такой подход позволяет разделить полномочия и функции, связанные с управлением имуществом, разрешительно-лицензионной и контрольно-надзорной деятельностью, распределением бюджетных ассигнований на содержание имущества, капитальное строительство, приобретение оборудования и текущую хозяйственную деятельность подведомственных учреждений культуры, с одной стороны, и вопросы, связанные с осуществлением творческой и профессиональной деятельности в области культуры, включая распределение бюджетных субсидий на эти цели, с другой стороны.
Предлагаемое изменение системы организации государственной поддержки культуры позволит максимально снизить уровень непосредственного участия государственного бюрократического аппарата в решении вопросов содержания культурной деятельности, в значительной степени снимет тему возрождения цензуры, позволит более эффективно находить решение дилеммы между свободой творчества и ответственностью художника.
Законом устанавливаются особенности осуществления государственного и муниципального контроля и надзора в сфере культуры.
В отличие от многих иных сторон общественной жизни государственный и общественный контроль в культуре связан не столько с выявлением и наказанием лиц, нарушивших закон, сколько с постоянным наблюдением за состоянием сохранности объектов культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций, книжных памятников, за сохранением условий для воспроизводства этнической культуры народов Российской Федерации, а также принятие по результатам этого наблюдения необходимых мер по сохранению объектов. Для такого рода контроля требуется иная нормативная база.
В институциональной структуре российской культуры преобладают государственные и муниципальные учреждения культуры. Эти институции принципиально отличаются и друг от друга, и в еще большей степени от учреждений в иных сферах деятельности.
Закон вводит в российское законодательство особую форму учреждений – «учреждение культуры».
Учреждения культуры не могут никем и ни для каких целей считаться созданными для оказания государственных, муниципальных или иных услуг, либо для обеспечения функций и полномочий органа власти, выступившего их учредителем. Именно поэтому функционирование учреждений культуры в тех организационно-правовых формах, которые сегодня установлены законодательством для государственных и муниципальных организаций, затруднено, а точнее, невозможно.
Предлагается установить, что государственные и муниципальные учреждения культуры создаются собственником в целях создания, распространения, сохранения, освоения и популяризации культурных ценностей и предоставления общественных культурных благ. Изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений культуры будет способствовать сохранению и качественному развитию существующей сети учреждений культуры, позволит привлекать в учреждения молодые профессиональные кадры.
Главные особенности нового вида юридических лиц:
а) создаются собственником в целях создания, распространения, сохранения, освоения и популяризации культурных ценностей и предоставления общественных культурных благ (а не для оказания государственных и муниципальных услуг в целях обеспечения функций соответствующего органа власти);
б) для разных типов учреждений культуры (действующих в разных видах культурной деятельности) допускаются различные формы управления ими (включая наличие коллегиального управляющего органа).
в) основная деятельность учреждений культуры делится на две части: творческую (профессиональную) и общехозяйственную. Первая часть не подпадает под действие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вторая реализуется на общих основаниях.
г) бюджетные субсидии на реализацию творческой (профессиональной) части основной деятельности учреждений культуры выделяются на основании согласованной сметы. Государственное (муниципальное) задание и нормативы затрат для этой части основной деятельности не применяются.
д) руководители учреждений культуры назначаются на срок не менее 5 лет, при этом расторжение трудового договора по инициативе работодателя до истечения этого срока влечет за собой обязательную выплату руководителю материальной компенсации в размере среднемесячного денежного содержания умноженного на число неотработанных месяцев.
е) назначение и увольнение (без наличия виновных действий) руководителей учреждений культуры производится исключительно при наличии рекомендации (согласия) соответствующего профессионального сообщества.
ж) учредитель учреждения культуры несет полную субсидиарную ответственность в части обязательств учреждений, связанных с их общехозяйственной деятельностью.
з) внебюджетные средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждений культуры, вмешательство учредителя в определение направлений их расходования не допускается, за исключением доходов от использования недвижимого имущества.
Законом устанавливаются механизмы реализации конституционного права на свободу творчества, в частности:
1) органы власти и управления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность, либо в содержание профессиональной культурной деятельности ни в форме указаний, приказов и требований, ни в форме увязки объемов государственной поддержки с содержанием творческой либо профессиональной культурной деятельности, ни в форме принятия кадровых решений в связи с содержанием творческой либо профессиональной культурной деятельности;
2) государственный заказ на создание произведения искусства либо на реализацию авторского творческого проекта размещается исключительно на конкурсной основе и не может содержать ограничения, связанные с политическими взглядами авторов, с интерпретацией ими исторических либо современных событий, с их этнической либо конфессиональной принадлежностью. Это требование относится как к заказам, размещаемым непосредственно органами власти, так и размещаемыми от их имени общественно-государственными организациями.
3) на результаты творческой и профессиональной культурной деятельности, представляемые в специально предназначенных для этого пространствах, распространяется действие части 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью»;
Содержание литературных и музыкальных произведений, театральных постановок, произведений изобразительного искусств, визуальных искусств, экспозиций и выставок в музеях, произведений киноискусство, демонстрируемых в киноклубах и синематеках, не подлежит квалификации как «публичные действия», предусмотренные частью 1 статьи 148 УК РФ.
4) совершение противоправных действий в отношении произведений искусства, музейных предметов и книжных памятников, в отношении либо в помещении организаций культуры является отягчающим обстоятельством при вынесении решения об ответственности лиц, совершивших данные действия.
Законом устанавливаются особенности государственной поддержки национальных культур народов Российской Федерации, а также сохранения и развития языков народов Российской Федерации как основы этнокультурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации.
В Законе должны быть зафиксированы финансовое и организационное обеспечение профессионального образования в сфере искусств, повышения квалификации творческих работников, сохранения и развития профессий в сфере искусств, наук об искусстве, в том числе источники и порядок финансирования.
Предполагается определить критерии отнесения общественных инициатив, добровольческой и благотворительной деятельности, НКО к сфере культуры.
В законе должны быть определены механизмы реализации такого принципа государственной культурной политики, как открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры.
Сегодня в главе 19 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» к сфере культуры можно отнести только статью 146 «Нарушение авторских и смежных прав», а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях такая область правонарушений как нарушения прав граждан в сфере культуры отсутствует.
. Вместе с тем, представляется, что защита всех прав человека, в том числе указанных в статье 44 Конституции Российской Федерации, должна быть в полной мере обеспечена.
Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона
Принятие и применение закона позволит:
· обеспечить культурное развитие страны;
· создать благоприятные условия для развития всех видов искусств;
· повысить уровень и качество культурных запросов граждан;
· создать условия для развития институтов в сфере культуры;
· обеспечит доступ граждан к культурным ценностям и культурным благам вне зависимости от их социального и имущественного статуса.
Предлагаемые изменения законодательного регулирования в области культуры позволят обеспечить полноценную реализацию Основ государственной культурной политики, обеспечат поступательное культурное, гуманитарное развитие страны, будет способствовать укреплению единства российского общества, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
В своей инаугурационной речи Президент Российской Федерации отметил:
«Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убеждён, такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает всё новое и всё передовое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину – всё то, что сковывает людей, мешает им в полной мере раскрыться, реализовать себя, свои таланты, а значит, и ограничивает устремлённость в будущее всей нашей страны».
Новый закон «О культуре» должен стать одним из важных шагов к достижению этих целей.