​Композитор из Бурятии Лудуб Очиров: «Талант – это своего рода старт»

Чем живёт 16-летний артист, как в его голове зарождается музыка и что его вдохновляет, знают немногие. Для читателей «Бурятии» Лу­дуб согласился немного приоткрыть этот неизвестный мир.
Антон Иршутов для информационного агентства Буряад Yнэн
1006

Лауреат многочисленных международных и российских конкур­сов, музыкант и певец Лудуб Очиров с детства привык к всеобщему вниманию. Его творческая жизнь постоянно на виду. Но о том, чем живёт уже 16-летний артист, как в его голове зарождается музыка и что его вдохновляет, знают немногие. Для читателей «Бурятии» Лу­дуб согласился немного приоткрыть этот неизвестный мир. 

О таланте и творчестве 

- Лудуб, в прошлом году ты стал студентом. Изменилась у тебя жизнь?
- Я сейчас учусь на первом курсе Колледжа искусств имени Петра Чайковского. Каких-то особенных сложностей не было, но там всё по-другому, чем в школе. К чему нужно было привыкать, так это к расписанию: учёба шесть дней в неделю, приходится рано выезжать. Раньше я так рано не вставал, а теперь у меня пары бывают с 8.30. А в остальном всё хорошо: у нас дружный коллектив и замечательные учителя. Учёба мне очень нравится.

  - Никогда не жалел о том, что выбрал именно музыку, а не что-то другое? 

- Вопрос для меня забавный. Я не представлял и не представ­ляю, чем я ещё могу заниматься. Потому что музыка всегда была частью моей жизни, без неё я про­сто не знаю, как жить и что делать. Музыка со мной с раннего воз­раста, занимаюсь ею сейчас и буду заниматься дальше.

  - А был ли когда-нибудь мо­мент, когда ты точно понял, что твоё призвание – музыка? 

- Нет, такого конкретного момента не было. Я начал зани­маться музыкой и продолжаю это делать, даже не задумываясь, правильно ли поступил. 

- Что тебя вдохновляет на творчество? 

- Меня вдохновляют многие вещи. Допустим, встреча, общение с интересными людьми, даже какие-нибудь природные явления, будь проливной дождь или снеж­ная буря. Много чего. По сути, всё, что есть вокруг, вдохновляет на сочинение музыки. 

- Когда говорят о тебе, часто употребляют слово «талант». А что значит, по-твоему, иметь талант? 

- Я думаю, это некая предрас­положенность человека к чему-то. К каким-то способностям, например, талант к музыке, рисованию. Опять же, точное определение дать сложно. Но нужно понимать, что талант – это своего рода старт – тот, кто не трудится, не работает над ним, у него ничего не будет. Не зря говорят, что в человеке лишь 1 % таланта, а остальные 99 % - это труд. 

- А как ты относишься к тому, что тебя называют талант­ливым, одарённым?

- Мне не особо нравится, ког­да меня слишком хвалят. Мне го­ворили: «Если не хочешь погубить человека, не нужно его хвалить». Поэтому к похвале у меня спокой­ное отношение, нейтральное. 

- Для многих людей ты с тал примером силы духа, того, как любовь к музыке способна преодолеть любые трудности. Что для тебя - быть примером для людей? 

- Я бы не использовал такие громкие слова. Просто стараюсь помогать людям, и это для меня самое большое счастье. Стараюсь помочь и делаю это при помощи музыки.

- Не тяготит ли тебя извест­ность? 

- Нет. Если бы она меня тяготи­ла, я не занимался музыкой. Она дополняет мою жизнь. 

Бетховен пришёл во сне 

 - Ты играешь на разных ин­струментах. И всё же, звучание какого из них тебе ближе? Хо­телось бы овладеть чем-то ещё? 

- Я играю на фортепиано, мо­рин-хууре, разрабатываю особую технику игры на гитаре. Каким бы инструментом хотелось овладеть? Видите ли, в чём дело: не хочется распыляться, а есть желание чем-то конкретным овладеть макси­мально хорошо. По звучанию мне ближе всего, конечно, морин-хуур - он обладает глубоким, насы­щенным тембром. К тому же, поскольку я бурят, нам даже на генном уровне морин-хуур ближе других инструментов. 

- Какой музыкант или компо­зитор больше всего повлиял на твоё творчество? 

- Я стараюсь брать что-нибудь полезное от всех композиторов и использовать это в своём творчестве. У каждого из тех, кого слу­шаю, стараюсь чему-нибудь научиться. У классиков - тем более. 

- Ты как участник и победи­тель многих музыкальных кон­курсов и фестивалей в России, в мире, побывал в свои 16 лет в о многих городах, странах. Рас­скажи об одной из последних памятных поездок. 

- На самом деле, их не так много, как мне бы хотелось. Одна из последних поездок - в Сочи, на фестиваль Юрия Башмета. Отпра­вил туда своё сочинение. Посколь­ку дальше прошёл во второй тур, нас пригласили на мастер-классы по композиции. К слову, моё про­живание и проезд взял на себя фонд «Новотранс-5П», которому я очень благодарен. Он мне всяче­ски помогает. В Сочи я многое для себя открыл, в частности, совре­менную музыку: слушал многих интересных авторов, исполните­лей, там же были ведущие про­фессора консерваторий. При этом часть нашего коллектива была англоговорящей. В общем, было интересно. Там я услышал очень необычную музыку, музыку 21 века. Поначалу её не воспринимал. И многие из обычных людей, не музыканты, тоже не будут считать её музыкой. Но потом задумался и понял - она действительно соот­ветствует своему времени. Когда вернулся из Сочи, начал писать, и у меня уже есть пара сочинений в жанре электронной экспери­ментальной музыки. Эта поездка очень много для меня открыла. В первую очередь – многогранность музыки. 

- В прошлом году ты побы­вал в Европе. 

- Да, в Германии, Австрии, в городах Зальцбург, Вена, Бонн, Ба­ден-Баден, на родине Моцарта, посетил и дом Бетховена. Слава богу, было мало людей, и мне даже уда­лось там немножко вздремнуть - так я поглощал энергию этого места. Во сне я встретился с Люд­вигом ван Бетховеном. Что было дальше, сказать не могу, это тайна (смеётся). Конечно же, услышал много хорошей музыки, зарядился музыкальной энергетикой и полу­чил «благословение» от композиторов. 

Музыка всегда рядом 

- Как проходит твоё свобод­ное время, ведь ты всё равно пока подросток? 

- Вы совершенно правы, я всё ещё остаюсь подростком и в свободное время, как многие, люблю общение с людьми, про­гулки и путешествия. Но при этом всегда стараюсь включить хоть частичку музыки, искусства. Ста­раюсь свободное время провести с пользой, отдыхая в каком-то плане физически, всё равно не прекращаю думать о работе, о творчестве.

  - Находишь ли время для друзей? И что для тебя значит дружба? 

- У меня есть хорошие друзья, некоторых я даже обучаю музыке, например, игре на фортепиано. Мои друзья все очень любят и це­нят музыку. Что для меня дружба? Лучше этим вопросом задаться через несколько лет, когда друзей у меня будет много. Пока не могу сказать. Сейчас мы просто дру­жим, общаемся. Не задумываюсь о том, зачем это нужно. Знаете, если об этом не думать, всё будет хорошо. 

- Какой совет можно дать тем, кто хочет заниматься люби­мым делом, но не уверен в себе, в своих способностях? 

- Мне кажется, тех, кто не уве­рен в себе и своих способностях, держит страх. А страх – это, наверное, самое мерзкое и неприятное чувство, которое только бывает. Не нужно ничего бояться. Если человек хочет чем-то занимать­ся, нужно идти вперёд, ведь вам это нравится. Ничто не должно вас останавливать на пути к этому. Не хочется говорить много слов, про­сто скажу: не бойтесь, подавите этот страх и занимайтесь тем, что вы любите. 

- Что бы ты пожелал читате­лям нашей газеты? 

- Как музыкант хотел бы по­желать людям быть открытыми к новым музыкальным экспери­ментам. Как я уже говорил, после поездки в Сочи у меня появились сочинения нового типа. Произве­дение под названием «Генезис» – это электронная музыка, я пока­зывал её своим родным, близким, и все воспринимают «в штыки». Опубликовал её ВКонтакте, где уже 5 тысяч просмотров, и мно­гим она тоже не понятна. На мой взгляд, это потому, что они закры­ваются от такого формата. Мне хочется, чтобы люди были в этом плане более открытыми, чтобы смотрели в будущее музыки, не цепляясь за какие-то старые, при­вычные понятия, искали для себя что-то новое. Это новое я как раз и пытаюсь привнести в свою музы­ку. Будьте открыты к любым, даже непривычным и, казалось бы, не­приемлемым вещам, выходите из зоны комфорта. 

Фото из личного архива Лудуба Очирова

Читайте также