«Территория РОСТа. Год четвертый» завершила работу

Второй этап был ознаменован показом четырех разных эскизов спектаклей для подростковой аудитории «Мама, мне оторвало руку», «Воин», «Фото топлесс», «Дар моей невинности»
Юлия Федосова, pr-менеджер ГРДТ им. Н.А. Бестужева
297

В Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева 21 апреля завершила работу творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа. Год четвертый». За два дня желающие смогли увидеть четыре разных эскиза спектаклей для подростковой аудитории «Мама, мне оторвало руку», «Воин», «Фото топлесс», «Дар моей невинности» и принять участие в последующих обсуждениях.

Проект «Территория РОСТа» проходит при поддержке Правительства Республики Бурятия и Министерства культуры Бурятии. Лаборатория уже традиционно была поделена на два этапа. Первый прошел с 15 по 17 апреля под руководством театроведа Александры Никитиной и режиссера Юлии Рыбаковой и был направлен преимущественно на педагогов школ, учреждений дополнительного образования, творческих объединений. Второй этап – на создание спектаклей, которые пополнят подростковый репертуар театра.

Для участия во втором этапе в Бурятию прилетели режиссеры: Елена Ненашева, Иван Комаров, Никита Бетехтин и Павел Данилов. Вместе с артистами театра Бестужева они работали над пьесами «Мама, мне оторвало руку» М.Конторович, «Воин» М.Огневой, «Фото топлесс» Н.Блок, «Дар моей невинности» И.Васьковской и Д.Уткиной.

20 апреля первым показал свой эскиз режиссер Иван Комаров «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович. Ему досталась непростая пьеса о взрослении, о поиске себя в этом мире, о чувстве тотального одиночества, которое охватывает молодого человека в этот сложный период. Показ прошел в декорационном цехе театра. В центре сюжета девочка Машка, у нее есть мама, бабушка, подруги, парни – но зрители видят их ее глазами. Режиссер гротескно изобразил каждого: мальчики и девочки, словно клоуны, мама – снежная королева. Девочка решается на крайние меры, чтобы быть замеченной, услышанной, чтобы сбежать из этого уродливого мира. «Но тот ли выход она нашла?» – вопрос повисает в воздухе, как гудок приближающегося поезда.

Когда мы с артистами обсуждали пьесу, а мы все разного поколения, то поняли, что у всех такое было. И дело не в том, чтобы услышать друг друга, а вспомнить себя молодым, и тогда все будет проще. Ваше поколение крутое, мое поколение крутое, нет хорошего или плохого поколения, все это выдумки. Мы все крутые, и должны любить друг друга, – сказал на обсуждении Иван Комаров.

Следующим в этот же день показал свой эскиз Павел Данилов. «Воин» Марии Огневой. В постановке режиссера это история о том, как реальная война сорняком прорастает в жизни самых обычных ребят, изменяя сознание и становясь чем-то обыденным, даже игрой. Действие в спектакле происходит в 90-е годы во время Чеченской кампании в вымышленном военном поселке. Главный герой – школьник, трагично переживающий уход на войну старшего брата, безумие матери. Кроме того, его травят одноклассники: война между «поселковыми» и «кэпэпэшниками» идет не на шутку. Здесь история взросления, первой любви, ответственности за своих близких и свои поступки дополнена рефлексией о трагичных страницах истории России.

Мне было важно понять, что происходит в формировании молодых людей, когда тема войны очень сильно влияет на психику, и дети начинают играть в «отрезание» голов, так как видят это по телевизору, – прокомментировал Павел Данилов.

Завершил день эскиз Елены Ненашевой «Фото топлесс» по пьесе Натальи Блок. Это история о том, какие последствия может иметь один необдуманный поступок. Артем и Кира нравятся друг другу, они находятся на том этапе взросления, когда начинают чувствовать, что симпатичны противоположному полу, когда ощущают в себе вибрации любви. Но друзья подбивают Артема, чтобы он попросил Киру прислать откровенную фотографию, и в результате совершают глупость. Девочка втравлена в некрасивую ситуацию. Спектакль дает возможность посмотреть, к чему может привести, казалось бы, безобидная просьба, какие эмоции переживают подростки в этом возрасте, какую роль во всем этом играют друзья.

Спектакль важен и нужен сегодня. Форма травли изменилась, но проблема осталась. И я задаю себе вопрос: «А в реальной жизни был бы такой счастливый конец?» Его надо показывать родителям и подросткам, которые в силу нехватки социального опыта не могут противостоять буллингу. Все мы знаем, выйти одному против большой социальной группы одноклассников, школы – это очень тяжело, – прокомментировал на обсуждении спектакль заместитель министра культуры Николай Емонаков.

21 апреля был показан последний эскиз – «Дар моей невинности» Никиты Бетехтина по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной. Режиссер обозначил жанр, как «готический комикс». Перед зрителями было разыграно несколько коротких эпизодов из жизни Насти: тематическая вечеринка с друзьями, вечер с родителями, первая настоящая любовь, когда девушка просто теряет голову от охвативших ее чувств. Она хочет подарить себя другому человеку, но возникает масса сомнений и противоречивых эмоций.

В спектакле звучит крутая мысль, которую озвучивает подросток, обращаясь к матери: «если я наполовину состою из твоих генов, значит, я наполовину бесполезная домохозяйка». Имей к себе претензию, твой ребенок – это наполовину ты, и ты должен быть ответственным за свое поведение здесь и сейчас. Имея свою жизнь, ты должен, как родитель, дать ориентир своему ребенку, стать для него крутым папой и крутой мамой. Наши дети будут лучше, чем мы, и мы за это ответственны, – обратился к зрителям Никита Бетехтин.

Читайте также