Актриса милостью Божьей

Ровесником бурятского театра, который в этом году отметил свое 90-летие, была заслуженная артистка России Сыремжэ Уладаева, оставившая яркий след в развитии бурятского театрального искусства
Бурятский драмтеатр
824

Легендарная актриса была награждена медалью «За трудовое отличие» (20. 01. 60 г.),  и удостоилась почётных званий «Народная артистка БурАССР» (1975), «Заслуженная артистка России» (1994). 

Уладаева Сыремжэ Уладаевна родилась 17 декабря 1932 года в селе Загустай Кижингинского района в семье крестьянина – бедняка. Родители – отец Дундуханов Уладай Баргаевич – 1888 г.р. уроженец села Корсаково Байкало-Кударинского района, в последние годы жизни работал сторожем в Чесанской семилетней школе, мать, Галзутова Сэнду Гаптиевна, 1904 г.р., уроженка села Корсаково – до Великой Октябрьской революции занимались скотоводством и земледелием, после революции вступили в колхоз. В Чесанскую школу Цыремжэ пошла в 1941 году, которую закончила в 1949 году. После школы с 1949 по 1952 год работала в Загустайском медпункте.

В начале пятидесятых годов после реорганизации Передвижной бурятский театр остро нуждался в молодых артистах. Главный режиссер Цырен Шагжин ездил по республике, просматривая спектакли и концерты колхозной художественной самодеятельности. Во время районного смотра художественной самодеятельности в 1952 году в Кижингинском районе он нашел восемнадцатилетнюю певунью со звонким и красивым сопрано. И как активную от природы и одаренную талантом участницу пригласил в театр, вместе с ней в труппу был принят ее земляк Виктор Галсанович Самандуев. 18 сентября 1952 года Сыремжэ Уладаева была принята на работу артисткой бурятского театра драмы, которому посвятила 47 лет жизни. Так, не имея специального образования, но щедро наделенная от природы яркой самобытностью, актриса встала на путь профессионального искусства. Позже ей удалось закончить театральную студию режиссера Ф.С. Сахирова.

Знание языка, обычаев, традиций, фольклора своего народа позволили с первых же дней работы занять ведущее место в репертуаре. Самой первой ролью на профессиональной сцене была Смеральдина в спектакле «Слуга двух господ» К.Гольдони (1953 г.).

Особенно близки были ей создание образов простых девушек из народа, отстаивающих свое право на счастье. Среди первых ролей особо выделялись по мастерству исполнения и по психологической глубине роли Сэсэгмы по пьесе Ж. Тумунова в спектакле «Сэсэгма» [1956), Тунгалаг в «Далан худалч» Ч. Ойдоба (1965), Лизанька в «Горе от ума» А. Грибоедова (1957). Поэтический образ «бурятской Джульетты» Соёлмы создан был в романтической трагедии «Соёлмаа, Баташулуун» Ч. Генинова (1963). Судьба бедной бурятки Соёлмы, насильно выданной замуж за нелюбимого старика – богача – тема извечная в литературе, драматургии всех народов и времен. 

Спектакль «Будамшуу», поставленный в 1954 году по пьесе Цырена Шагжина, по праву считается одним из лучших во всей истории бурятского театра. Написанный на основе бурятских сатирических сказок, спектакль был ярко национальным по колориту. Это шло от фольклорных первоисточников, в которых веками кристаллизовались народные представления и понятия о добре и справедливости, честности и счастье, отражались особенности быта и нравов, национальной ментальности. На основе сказочного сюжета было создано реалистически достоверное произведение, причем сама сказка не утратила фольклорного происхождения. 

Одной из самых ярких в сценической жизни актрисы была роль Гэрэл, поэтичный образ, в котором Ц. Уладаева создала народный идеал женщины, привлекающей своей естественностью и непосредственностью. Юная пастушка Гэрэл даже в самые драматичные моменты остается сдержанной, скупой на внешнее проявление чувств, скромна до застенчивости, почтительна со старшими до робости. 

Трудно представить героинь Уладаевой не поющими, ибо пение – их родная стихия. Ее песни и пение – это песня – монолог, песня – пьеса, которой могла порой выразить больше, чем текстом роли. Такая слитность драматической игры с пением идет от природы народной исполнительской традиции, где пение и слово, пение и действие составляли нераздельное целое. Исполнение Уладаевой представляло собой теснейший сплав эпики с лирикой, идущий от традиций «театра одного актера» бурятских улигершинов и сказителей.

Образами героинь Соёлмы, Гэрэл, Сэсэгмы актриса утверждала национальный женский характер в его лучших проявлениях.

Как у талантливой актрисы репертуар ее был широк. Исполнительская манера Цыремжэ Уладаевой была естественной и непринужденной, в ее героях не было ничего надуманного, натянутого. Ее сценическое поведение всегда определялось логикой изображаемых событий, жизненной достоверностью. Невысокого роста, хрупкая, озорная, особенно хороша была Цыремжэ при исполнении травестийных ролей /мальчиков/: Сашка в «Барабанщице» А. Салынского, Жиган в «Р.В.С.» А. Гайдара, девчонка Рыгзема в «Ровесниках» Б-М. Пурбуева.

Исполнение комических, народных образов позволило актрисе стать истинно народной. Словами и действиями своих героинь актриса рассказывала о человеке и человечности, учила ценить жизнь и любить ее, отстаивать самое дорогое – свое человеческое достоинство. Быть в любых обстоятельствах человечными. Формы выражения, средства изображения были разными, а содержание – одно.

Среди последних ролей актрисы наиболее значительной явилась роль Авдотьи в трагикомическом спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Спектакль по пьесе известного башкирского драматурга об одиноких стареющих, но не теряющих оптимизма женщинах из сельского дома для престарелых был тепло встречен зрителями как в городе, так и на выездах в сельских районах республики.

В 1999 году сыграла последнюю роль жены богача в спектакле по пьесе Б-М. Пурбуева «Толдойн хубуун Болдой».

Как отмечают в Министерстве культуры Бурятии, в историю бурятского искусства Сыремжэ вошла не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Пение составляло неотъемлемую черту ее творчества. Обладая прекрасными голосовыми данными, она одинаково хорошо исполняла европейские, бурятские народные песни, песни монгольских и советских композиторов. В фондах ВГТРК хранятся записи песен, вошедшие в золотой фонд национальной музыкальной культуры, которые иногда звучат в программе «Баян талын аялга» в исполнении заслуженной артистки России  Уладаевой, прекрасен был дуэт Соднома Дашеевича Будажапова и Сыремжэ Уладаевой.

Люди старшего и среднего поколения помнят и до сих пор любят их песню «Эхэ тухай дуун», недаром народ называл ее бурятским соловьем.

Участница второй декады литературы и искусства в г. Москве в 1959 году принимала участие в гастролях театра в Москве 1969, 1976 года и Калмыцкой АССР. В 1965, 1972, 1978 годах вместе с театром выезжала на гастроли в МНР.

Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, подчёркивает, что  память о Цыремжэ Уладаевой, как истинной актрисе, к которой так подходит определение «самородок из народа», сохранится в памяти бурятского народа на долгие годы.

Читайте также