От менуэта до кордебалета

Все студенты третьего курса, заканчивающие обучение в хореографическом колледже, выдержали экзамен по историко-бытовому танцу на отлично
Батодалай Багдаев
614

Каждый экзамен по специализации в Бурятском республиканском хореографическом колледже имени Сахьяновой и Абашеева превращается в праздник танца.

Вот и на этот раз экзамены по специальному предмету "Историко-бытовой танец" преобразил колледж: студенты в нарядных средневековых костюмах рыцарей и дам, звучат народные и дворцовые мелодии, нарочито торжественно-беспристрастны  педагоги. Ну прямо бал какой-то, а не экзамен! Костюмированная проверка удачно совпадает с Рождеством, что придает дополнительный флер праздника.

Как рассказала Людмила Мергенёва, худрук БРХК, студенты аттестуются по итогам полугодового курса по дисциплине, на который приходится 64 учебных часов. Как считают в министерстве культуры Бурятии, по-большому счету, это итог восьмилетнего обучения. Дети начинает с 1/5 класса начинают изучение вопроса. Историко-бытовой танец - это один из самых любимых воспитанниками предметов.

Что и понятно, история сама по себе интересна, а тут ещё с танцевальной подоплекой. Предметом изучения историко-бытового танца как особого вида хореографического искусства является зарождения и генезис балета в Европе в Xll - XlX веках, стиль танца, музыка, одежда и манеры людей в различных исторических эпохах.

Широта исторического охвата отражена в программе экзаменационного представления колоритными названиями старинных танцев: паванна, бурре, сарабанда, романеска, французская жига, экозес и вальс. Отдельно заявлены поклоны, собственно с которых и начался во французских дворцах эпохи Возрождения балет. Версаль, Король-Солнце Людовик XlV и все такое...
Среди членов экзаменационной комиссии два народных артиста России: педагоги классического танца Виктор Ганженко и Юрий Муруев. Также воспитанников оценивает Эржен Чернова, заслуженный работник культуры Бурятии, цунами на пуантах, как называют ее журналисты.

Эржен Антроповна, координирующая, специальное обучение в младших и средних классах как председатель предметно-цикловой комиссии (ПЦК) по народно-сценическому и историко-бытовому танцам, терпеливо мне объясняет: "Все начиналось с танцев людей в замкнутом круге, на смену которым пришли променадные танцы-шествия, а в XIV веке придворное общество стало танцевать эстампиды - парные танцы. Иногда они исполнялось втроем: один мужчина вел двух женщин".

Как в подтверждение сказанного ребята выводят на авансцену по двое партнёрш. Балетмейстер-хореограф Людмила Мергенёва, заслуженный работник культуры Бурятии, настолько виртуозно осуществила постановку, что явный гендерный дисбаланс в ансамбле танцоров понимаю только позже. Ее воспитанники сегодня в ударе.

- В особом почете у педагогов-хореографов менуэт, - продолжает мой ликбез Эржен Антроповна. - Этот старинный танец выправляет у детей фигуру, приучает точно кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку, одним словом - делать все движения и манеры изысканными и приятными.

Как считают балетмейстеры, средневековые танцы отличаются некоей неуклюжестью, простотой схем и стандартным набором несложных шагов. Такая несуразность в танце объясняется наличием довольно тяжелой и объемной одежды.

- На смену им столетия спустя пришли парные танцы: полонез, мазурка, вальс, кадриль и т.д., - комментирует педагог дальнейшие номера экзаменуемых. - Знание народных исторических танцев нашими выпускниками это тот базис, который помогает им постигать, претворять в жизнь, и творчески развивать великую науку балета! - заканчивает экзаменатор.
По итогам специальных экзаменов все 11 студентов, заканчивающие в этом году восьмилетнюю программу обучению, аттестованы по дисциплине "Историко-бытовой танец" на отлично.

Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева поздравила колледж и его воспитанников с наступающим праздничными каникулами, и пожелала в будущем году удачно закончить учебный год и обучение.

Фото и видео: Надежда Гыргенова и Эржена Бардуева.

Читайте также