В Бурятском театре драмы прошла премьера спектакля «Үншэн сагаан ботогон. Верблюжонок»

Вчера, 21 марта, в Бурятском театре драмы состоялась премьера спектакля «Үншэн сагаан ботогон. Верблюжонок» по одноименному бурятскому эпосу, записанному в 1958 году ученым – этнографом, востоковедом Пурбо Балданжаповым от улигершина Галсанжамсо Тыхеева.
1049

Старинный народный улигер в трактовке режиссера Сойжин Жамбаловой ставит перед зрителями актуальные вопросы - как выжить ребенку в этом жестоком мире без материнской любви, без тепла и защиты родителей, как преодолеть глухоту в семье и обществе.

Эта трагическая история о том, как белобокий верблюжонок пытается найти и вернуть свою маму. Жестокий хозяин подарил верблюдицу князю, оставив малыша сиротой. На долю героя этого улигера выпадает немало суровых испытаний. Это история про то, как звери, встречающиеся на пути осиротевшего верблюжонка, ему помогают. Даже хищники нарушают какие-то природные законы и проявляют сострадание. Они в этой истории более великодушны, чем человек, который постоянно настигает и обижает верблюжонка. И встает вопрос, неужели самый страшный зверь на Земле – это человек.

Режиссер Сойжин Жамбалова говорит: « - В эпосе всё называется своими именами. Зло есть зло, добро есть добро, никаких сантиментов... Та тема, та болевая точка, которая есть в этом улигере, она, как мне кажется, не только попадает в человека и вызывает сочувствие, но и синхронизируется с сегодняшним состоянием общества, с тем, что происходит вокруг...»

Художником премьерной постановки «Үншэн сагаан ботогон» выступила Ольга Богатищева, которая отметила: - перед работой в спектакле «Үншэн сагаан ботогон» мы тщательно вникали в атмосферу произведения, чтобы понять внутренний космос бурятского улигера. Шли долгие обсуждения с режиссером Сойжин Жамбаловой, какой же должна быть сценография для его театрального воплощения.

С самого начала решили, что она должна быть метафоричной, с лаконичными решениями. Поэтому сценография у нас минималистская, достаточно условная. На сцене такое полотно полусферической формы, в котором одновременно можно узнать и юрту - модель пространства мира, Вселенной. Можно воспринимать и как холст, на котором артисты в ходе спектакля рисуют то эпическое пространство, в котором они существуют, визуализируют образы гор, перевалов.

В реквизите использовали натуральные материалы - песок, дерево, металл, молоко, кости - элементы стихий материального мира, олицетворяющие единство природы и человека. Все эти элементы встречаются в ритуальной культуре бурят.

Костюмы в наивысшей степени условные. Не прибегая к изображениям животных, мы хотели добиться некоторой графичности - черные силуэты на бежевом фоне, только выделяются образы верблюдицы матери и верблюжонка. 

Нам не хотелось делать ни сказочности, ни детскости, потому что это серьёзная история для всех, не только для детей, но и для взрослых. Это очень трогательный, волнующий, эмоциональный спектакль, предназначенный именно для семейного просмотра.

Пластическое оформление спектакля осуществила хореограф Мария Сиукаева, у которой работа над данной постановкой стала уже шестой в Буряад театре.    Она поделилась, что в пластике спектакля постарались выдержать форму сказания, чтобы дать зрителям максимально пропустить через себя ту силу, которая заложена в этом древнем жанре. Решали главную задачу - каким образом переложить особенности повадок и инстинктов животных на людей, актеров. Зрителям понравилась та особая, магическая пластика от Марии Сиукаевой, об этом они говорили после спектакля в своих восторженных отзывах.

В главной роли – верблюжонка - успешно дебютировал артист Ангараг Чагдуров. Его игра тоже покорила всех сочетанием эмоциональности и психологизма.

Зрители очень тепло встретили спектакль и в финале стоя аплодировали артистам и создателям спектакля.

Сегодня, 22 марта, в 18-30 часов в Буряад театре ждут своих зрителей на второй день премьеры.


Отзывы зрителей

СЕРАФИМА ОЧИРОВА 

Сегодня побывала в Буряад театре на пресс-показе. Обращение к древней бурятской легенде похвально, мы должны в современном мире идентифицировать себя как представителей монгольского мира. Мир изменился, процесс глобализации дает свои плоды: как: кем мы были и кто мы есть теперь, каковы наши преимущества и слабости, в чем особенности национального менталитета и т. п. 

Мы оторвались от традиционного образа жизни своих предков, утрачиваем свое особое мышление, нравственные ценности. Хочется верить, что эта постановка как бы возвращает нас к самим себе. Пусть молодые люди сегодня хотя бы прикоснутся к культурной почве своего народа.
Что-то будоражащее унесла с собой, хотя ничего навязчивого в действе не было. Все минималистично, схематично, графично. 
Хотя в спектакле звучала музыка современная (Композиторы - Батзориг Батбаатр и Дахалэ Жамбалов) во мне звучала песня «Үншэн сагаан ботогон» в исполнении Лхасарана Линховоина. 
Мне очень понравился молодой актер Ангарак Чагдуров, который играл верблюжонка-сироту. Он был так органичен в своей дебютной главной роли. В его "верблюжьих" глазах мне виделись глаза других маленьких сирот, которых так много стало в нашей жизни, даже при живых родителях. Хорошо бы после просмотра спектакля проводить обсуждения. На самом деле не хотелось уходить в каком-то смятении, уносить боль, тревогу. Вот здесь бы еще поговорить о ключах к познанию мышления и философии своего народа.

 

ДАВИД ДОНДУПОВ

 Сегодня побывал на премьере Театра бурятской драмы «Үншэн сагаан ботогон» Верблюжонок! Знал эту легенду и народную песню, поэтому не стал брать сурдонаушники для перевода, и от этого эффект был ещё больше. Тем более спектакли режиссера Сойжин Жамбаловой отличаются музыкальностью, их можно смотреть даже не зная языка) и сейчас премьера не разочаровала: особый пластический рисунок, метафоричность действия, народные мелодии сплетались в жанр некоей вокально-хореографической притчи. Понравились исполнители главных ролей: молодой артист, игравший верблюжонка Ангараг Чагдуров, Дарима Лубсанова и Баярто Ендонов и вообще все артисты Буряад театра) по-моему отличный спектакль получился, с чем и поздравляю коллег: артистов, режиссера, хореографа и всю постановочную группу)

Отдельное спасибо директору театра Цыпилма Очирова за пригласительные и ждём на опере "Бал-маскарад")
#буряадтеатр #Үншэнсагаанботогон #Верблюжонок #премьера


ВАЛЕНТИНА МАНШЕЕВА

Сходили на премьеру спектакля «Үншэн сагаан ботогон» (Верблюжонок) в любимый @burdram_03 

Спектакль основан на одноимённом бурятском эпосе. Трогательная картина разлуки маленького верблюжонка с его матерью. Где хищники проявляют сострадание, а человек не всегда человечен. Главный герой проходит множество преград для того, чтобы встретится со своей мамой...
История, которая тронула до глубины души...Осознаёшь, какая тяжёлая жизнь у детей оставшихся без родителей...
Пусть все мамы и папы будут рядом

Папа и мама, я Вас люблю

 

 

 

 

 


Читайте также