Государственный русский драматический театр 13 и 14 марта на Малой сцене показал премьерный спектакль «Ганди молчал по субботам» по пьесе Анастасии Букреевой в постановке Ольги Румянцевой.
«Ганди молчал по субботам» – это история об одной абсолютно обычной семье в период ее распада и личного кризиса каждого члена ее семьи. Мама переживает уход отца, отец скорбит по утраченной молодости и безуспешно борется с кризисом среднего возраста, дед сходит с ума, скучая по своему счастливому коммунистическому прошлому, сестра оплакивает несбывшиеся мечты. И один на один со своими проблемами, чувствами, переживаниями, поисками себя и своего места в этом мире, остается главный герой спектакля Саша (Мот) – 16-летный подросток, для которого развод родителей сродни апокалипсису.
Артисты в спектакле не играют маму, папу, деда и сестру, они – актеры плейбек-театра, которые здесь и сейчас разыгрывают отрезок пока еще небольшой жизни Мота.
– Для меня этот спектакль, конечно, о распаде семьи и о том, как переживает это подросток. Мы выбрали такой легкий и непринужденный формат плейбек-театра, как мне кажется, для того, чтобы расположить к себе зрителей, создать с ними доверительные отношения, показать, что мы в одной команде. Я, конечно, в полном смысле не играю Мота, я актриса плейбек-театра, но я, как и все, жалею его, поддерживаю, помогаю ему справиться с этой проблемой, проговорить ее, высказаться, освободиться, – рассказывает актриса Елена Ербакова.
Такой прием позволил режиссеру показать, что такие истории случаются практически каждый день и отстраненно посмотреть на переживания подростка, что он чувствует в такие моменты, как ищет выход. А для зрителей – глубже понять буйное, противоречивое молодое поколение, впервые столкнувшееся со сложной жизнью, с тем, что мир не идеален, с одиночеством, с крушением своих детских представлений.
– Этот спектакль нужно смотреть всей семьей. Подросткам – чтобы посмотреть на себя со стороны, увидеть, что, может быть, проблемы, которые им кажутся апокалипсисом, не так страшны. Все-таки сегодня растет более инфантильное поколение, не готовое к трудностям. А родителям – чтобы понять, что в таких ситуациях надо быть рядом с детьми, разделить их чувства, когда для них развод – это катастрофа, – говорит Станислав Немчинов.
– Очень интересная была работа. Сложная, но целиком и полностью творческая. У каждого артиста был свой поиск, поэтому результат, на мой взгляд, – в многообразии тем и смыслов, что и заложено автором пьесы. Мне лично наш герой, Мот, симпатичен своей чистотой, непримиримостью с обманом, своим поиском истины, он – искатель. Нам, взрослым, есть, чему учиться у своих детей. Я благодарна артистам за сотворчество, благодарна театру: очень много людей подключилось к этой работе, очень многие хотели, чтобы спектакль получился. Спасибо! – подытожила режиссер Ольга Румянцева.