Какой Новый год без театра, без замечательной сказки?

На этот раз Театр им. Бестужева представит юным зрителям и их родителям одну из самых чудесных сказок – «Двенадцать месяцев»
Диляра Батудаева, пресс-служба ГРДТ им. Бестужева
422

Либретто и музыку для сказки по мотивам всеми любимой истории Самуила Маршака, написал известный композитор из Бурятии Виктор Усович. Именно он пригласил для совместной работы петербургского режиссера оперы Дину Орлову, которая рассказала о своей работе. 

Дина, вы сейчас служите в другом театре и живете в Бурятии уже два года. Как вам Улан-Удэ? 

- Я из Петербурга, в котором прожила одиннадцать лет, но родилась я в Северном Казахстане, в городе Петропавловск. Это юг Западной Сибири и очень хорошее место с точки зрения межнациональной культурной среды, как и Улан-Удэ. По маме я  – татарка, по папе – русская, и хотя смешно гордиться своей национальностью, мне кажется открытость разным культурным традициям  – это большой плюс. Потому в Улан-Удэ мне интересно и многое понятно. 

Вы – режиссер оперы, а ставить приходится музыкальную сказку в драматическом театре. Как вам работается? 

- Между оперным режиссером и драматическим есть разница. Я окончила вокально-режиссерский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, курс режиссера Мариинского театра Иркина Абдувалиевича Габитова. После окончания ассистировала ему, и следующий его курс выпускался совместно со мной. В театре я преподавала школьникам. Работала как режиссер в Малом зале филармонии в абонементе «Оперный класс» и, благодаря профессору консерватории Ирине Александровне Шараповой, имела возможность работать с самыми известными оперными певцами. Работа над сказкой «Двенадцать месяцев» – это мое первое сотрудничество с драматическим театром. Порой, я вижу беспомощность режиссеров, приходящих из драмы в оперу. Потому, идя из оперы в драму, я опасалась. Но композитор и автор этой музыкальной сказки – Виктор Усович настоял на моем участии. Вместе мы уже ставили сказку «Морозко» в 2021 году. Результат получился хороший, потому Виктор Алексеевич решил продолжить сотрудничество. Художественный руководитель Театра им. Н. Бестужева Вячеслав Дьяченко также проявил интерес к нашей работе, чем окончательно убедил меня. 

Расскажите, как становятся режиссерами оперы? 

- Вся моя семья любит музыку – и родители, и брат. У папы есть музыкальные способности, а мама – настоящий меломан, которая любит музыку от классики до рока. Соответственно, я слушала это с детства. Но отдали меня не в музыкальную школу, а на бальные танцы. В Петропавловске почему-то считалось хорошим тоном отдавать детей именно на танцы. С семи лет я стала выступать на сцене. 

А когда проснулась любовь к опере? 

- Любовь к опере меня «бабахнула» лет в тринадцать. Я все так же слушала пластинки и внезапно запела – пыталась воспроизводить что-то сама. В шестнадцать лет я пришла к педагогу на музыкально-педагогический факультет Северо-Казахстанского университета, не имея за плечами музыкальной школы. 

Так можно? Разве никто не сказал: «Ты опоздала, детка, начинать надо было лет десять назад»? 

- Вокалистам так можно. Парадокс академического вокала в том, что судить о голосе можно только после мутации. Если в детстве ребенок хорошо поет, это еще не значит, что, повзрослев, он будет петь. Начинать заниматься вокалом можно поздно, тем более, что по последним данным считается, что низкие голоса с драматической окраской тембра формируются к 30-40 годам. В среде музыкантов очень много примеров, когда виртуозами становились люди, не занимавшиеся музыкой с детства. 

А как вы попали в Петербург на режиссуру? 

- После окончания музыкально-педагогического факультета Северо-Казахстанского университета, я поехала поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Поступив на под курс, я ездила на фестивали, до этого несколько лет писала как журналист и поняла, что больше всего хочу быть свободной в своем творчестве. В творчестве оперного певца слишком много ограничений, иногда может казаться, что в этом искусстве больше ремесла, чем творчества и чтобы стать в этом отношении человеком свободно-творящим, нужно преодолеть очень много трудностей, а иногда полную творческую свободу могут позволить себе лишь оперные звезды. Поняв это, я поступила на режиссуру музыкального театра. Со второго курса я уже ставила постановки, первой из которых на сцене Малого зала Санкт-Петербургской консерватории стал фрагмент оперы «Гамлет» – «Мышеловка» недавно ушедшего от нас классика современности С.М. Слонимского. 

Когда будет премьера и какие ожидания? 

- 20 декабря будет премьера этой любимой многими поколениями сказки – «Двенадцать месяцев». Сказка задумана как новогодний мюзикл для детей – яркий, добрый, красивый и, надеюсь, он таким и получится. Артисты будут петь и танцевать. Некоторые полагают, что артисты драматического театра не могут петь, но это не так. В Театре им Бестужева артисты просто замечательные. Моим коньком в опере всегда была работа над психологической составляющей и это очень помогает в работе.

Вы говорите, что стали режиссером, желая творческой свободы. А как режиссер вы даете свободу артистам?

- Я не диктую артистам, как им существовать на сцене. Для меня важно верно ставить задачи. Есть режиссеры, которые слывут диктаторами, создающими собственные миры, но даже у них, я замечала, актеры играют по-разному. И это мне очень нравится. Это свобода творчества, окунаясь в которую актеры иногда предлагают совершенно гениальные вещи. Да, я не со всем соглашаюсь. Бывает, что не соглашаюсь категорически. В целом, в Театре им. Н. Бестужева мне комфортно и я иду на репетиции с желанием.

Как вы выбирали артистов на роли?

- Артистов я выбирала по фотографиям, но попадание получилось удивительное. У спектакля два состава. Например, роль королевы играют две актрисы – Валерия Шайхудинова и Анастасия Турушева. Образы получаются настолько разные, но оба мне нравятся. Уже сейчас ясно, что королева Валерии – холодная, взбалмошная, открыто язвительная, а Анастасия Турушева играет зазнайку, которая вставляет шпильки исподтишка. Оксана Заславская играет злую мачеху, уходя в настоящую драму. Артистам интересно показывать глубокие образы. Играть положительных сказочных героинь многие не любят из-за некой «хорошести и гладкости», но мы сразу отметили, что главная героиня не однобока, что она чувствует несправедливость, которая  происходит по отношению к ней и старается ей противостоять, а не покорно принимает удары судьбы. Главную героиню – Настеньку, которую мачеха отправила в лютый мороз за подснежниками, сыграют София Сигаева и Виолетта Жукова – тоже очень разные молодые актрисы. 

Сказка иногда оценивается менее серьезное, чем постановки для взрослых. Но все мы родом из детства, сказки которого, говорят, влияют на нас всю жизнь… 

- Сказка в жизни ребенка очень важна. Давно замечена корреляция между тем, какие сказки ребенок читает в детстве и тем, как он дальше живет. Средствами, доступными для детей, мы рассказываем детям о самом главном. Гениальность сказки – неважно, авторская она или народная, выражается в ее доступности для понимания людьми всех возрастов. Хотя есть сказки, понимание которых приходит позже. Так, «Маленький принц» был понят мной не сразу, а в шестом классе. В сказках есть четкие понятия – что хорошо, а что плохо. И сейчас, когда грани между добром и злом зачастую стираются, сказки многим бы помогли научиться отвечать за свои поступки, не потакать своим слабостям. Когда ты настолько погряз в относительности, есть смысл даже для взрослого человека перезагрузить программы, обращаясь к сказке. 

Когда ты идешь по улице и понимаешь, что большинство людей никогда не слушают оперу, не ходят в театр, какое чувство бывает у человека, который всю жизнь любил оперу, учился в консерватории? 

- Ты просто понимаешь, что становишься, в какой-то степени, оторванным от общества. Тут нужно с мудростью отпустить, приняв, что не все обязаны знать и любить то, что так важно для тебя. Я всегда понимаю, что широта души не зависит от увлечения оперой, но, к сожалению, иногда хочется общения с единомышленниками. Опера – искусство элитарное, но многие любят слушать оперу, совершенно не вникая, хорошо она исполнена или нет. Даже есть известные режиссеры, которые отчего-то считают оперу искусством медитативным. Нет, это действенное искусство, разноплановое и очень драматичное, не до медитации. Но понимание приходит постепенно. Сама я впервые побывала в театре на новогодней сказке, как и многие – когда мне было три года. Никто не предполагал, что однажды я свяжу с ним жизнь. Может случиться, что для кого-то первое знакомство и любовь к театру начнется именно с нашей музыкальной сказки в Театре им. Бестужева.

Читайте также