В театре Бестужева состоялась премьера «Смерть Тарелкина»

Новая постановка – это фантасмагория о русской действительности, где человек беззащитен и бессилен перед глупостью, жадностью, деспотизмом и властолюбием
Юлия Федосова, PR-менеджер ГРДТ им, Н.А.Бестужева
1230

В Государственном русском драматическом театре 23 и 24 ноября прошла премьера спектакля режиссера Сергея Левицкого «Смерть Тарелкина» по мотивам пьесы Александра Сухово-Кобылина. Художник постановки – Кристина Войцеховская, композитор – Макс Филини.

«Смерть Тарелкина» стала первой премьерой 90-го юбилейного театрального сезона. Сергей Левицкий для своего нового спектакля взял одну из самых востребованных русских пьес, которая в 2019-м году отмечает 150-летие с момента написания.

В этом спектакле на сцене ГРДТ прекрасно дебютировала заслуженная артистка Бурятии Софья Гущина в роли Людмилы Спиридоновой. Роль Тарелкина блистательно исполнил новый актер театра, выпускник ВСГИК – Дмитрий Тарбеев, который покорил зрителей мастерством. Это его вторая работа в театре и первое сотрудничество с художественным руководителем Сергеем Левицким.

Постановка стала одной из самых сложных в изготовлении декораций. Стильная сценография представляет собой стену, условно поделенную на два этажа, за которой скрывается таинственный лес. На втором этаже располагаются, с одной стороны, музыканты, а с другой – хор из семи актрис. На первом – череда массивных дверей, то скрывающихся от глаз зрителей, то превращающихся в окна или тюремные решетки. С этой непростой задачей замечательно справилась постановочная команда театра.

«Смерть Тарелкина» – это жесткая фантасмагория о русской действительности, где человек беззащитен и бессилен перед глупостью, жадностью, деспотизмом и властолюбием. Тарелкин – «маленький человек» – становится жертвой абсурдных обстоятельств и бесчинств людей без совести, морали и какой-либо нравственности – настоящих вурдалаков, ищущих кровопийц в других.

Главным героем спектакля по замыслу режиссера становится исполняющий обязанности квартального надзирателя Иван Расплюев, которого великолепно играет Владимир Барташевич. Для раскрытия его образа режиссер добавил в сюжет спектакля лирическую историю и новый персонаж – девушку, в которую влюблен Расплюев. Глупый, трусливый, жадный до славы человек, обличенный властью, мнит себя вершителем жизней и судеб и начинает упиваться своим положением, теряя человеческий облик.

Спектакль «Смерть Тарелкина» в дни премьеры посмотрела Алена Карась – театральный критик, доцент кафедры истории театров России ГИТИСа, эксперт «Золотой маски» и Международного театрального фестиваля им. Чехова, автор и ведущая проектов «По ту сторону», «GoGol.live» и других. Она прилетела в Бурятию благодаря проекту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Зрители тепло приняли новый спектакль Сергея Левицкого, оставляя многочисленные отзывы в социальных сетях.

«Загадочный и неординарный спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина, на мой взгляд, в лучших традициях Гоголя... Это история о том, что, не имея связей и средств, человек беззащитен и становится пешкой в руках людей – «оборотней», которые ради власти и наживы готовы стереть все нравственные ценности. Как ни странно, но история актуальна для любого отрезка русской истории, что очень наглядно демонстрируется в этой постановке... Спасибо актерам за прекрасную игру... Есть над чем подумать...»

«...И вдруг я увидела два красных глаза со сцены, это Россия смотрела в зал: с одной стороны, современная (по музыкальным инструментам и аранжировке), а с другой, та, традиционная, посконная, все та же – «Россия, кровью умытая», да так, что до сих пор не может восстановить для себя палитру современного мира. Как великолепен символ: этот огромный кондовый стул, притязающий по размерам на престол, ставший местом пытки для того самого маленького человека русской литературы. Почему у героя фамилия Тарелкин, спросили меня, понятно, что он из ряда Башмачкиных, понятно, что он хотел прийти на все готовое (как на блюде, на тарелке), добиться своего шантажом, подменой, ложью. Как все узнаваемо в спектакле, все «свинцовые мерзости» русской жизни, сидишь и только ахаешь!... Какое счастье, что у нас в городе есть Театр!»

«Первая часть была смешной, комедия-фарс. Что до второй, то скорее хотелось плакать, ибо очень достоверно, жизненно, и даже противно, я бы сказала. Так и в жизни, люди, имеющие власть над кем-либо, забывают, зачем она была им дана... Очень грустно. Благодарю всех, кто принял участие в данной постановке».

«Лучшая работа Сергея Левицкого. Вы все супер. Поздравляю!!! Спасибо вам большое!»

Читайте также