Наше первое знакомство с композитором и философом Баиром Дондоковым состоялось летом 2011 года во время Международного фестиваля музыки композиторов монгольских народов «Пентатоника». В стенах только что открывшегося после реконструкции Бурятского театра оперы и балета его произведения выступили ярким феноменом музыкальной монголосферы. Пять лет спустя композитор открылся совершенно с иной стороны - как автор детского мюзикла «Поющий верблюжонок» по мотивам бурятских народных сказок, который с успехом шел на сцене нашего театра в дни Сагаалгана.
Сейчас, в год его юбилея, наступил повод поговорить о его предстоящем авторском концерте (оказывается, первом в его биографии!), который состоится 1 декабря на сцене БГАТОиБ.
- Название Вашего концерта «Полгода в седле мне качаться до марев табунной Отчизны» - строки из стихотворения Намжила Нимбуева - звучит как программный манифест бурятского композитора, живущего вдали от малой родины. В связи с этим, что для Вас значит словосочетание «бурятский композитор»?
- Профессия композитора, как никакая другая обладает смысловой многослойностью: есть бесчисленное множество факторов, влияющих на стиль и характер музыкального письма. Здесь воедино сплавляются географический, национальный, ментальный и ремесленный уровень. Так, первые навыки сочинения я получил у классика бурятской музыки Юрия Ирдынеева. Его творчество, глубинное и масштабное, считаю, ждет еще своей оценки и вдумчивых интерпретаций - не просто исполнений, а именно интерпретаций, серьезными музыкантами, мощными оркестрами. Базовую школу мне дала Уральская консерватория, мой профессор Н.М. Пузей, у которого в свое время учились Гур Дашипылов из Бурятии и несколько монгольских композиторов. Чем дальше, тем ясней понимаю, насколько мне повезло быть учеником этого мастера.
Затем, через несколько лет, мне снова повезло! На всероссийских семинарах молодых композиторов в Доме творчества «Иваново» я познакомился с руководителем этих курсов, композитором Сергеем Беринским. Он выдающийся композитор и мыслитель, музыкант и педагог. «Музыка должна исторгаться из самой глубины души человека. Из той самой глубины, которая соединяет его с космическими процессами. Она живет в биологическом ритме автора и выражается в интонации – внутреннем напряжении личности», - это Беринский. Занятия с ним были, действительно, высшими курсами мастерства. В атмосфере цехового братства и творческого соревнования мы, его ученики, учились анализировать музыку, при этом отмечать талантливые моменты и критиковать слабые, отличать истинное творчество от всего наносного.
- Теперь хотелось бы услышать о Вашем предстоящем концерте. По каким критериям была составлена программа?
- Этот концерт является юбилейным, своего рода отчетным перед моими земляками. Поэтому в программу вошли лучшие произведения за весь период моей творческой деятельности. Что-то исполнялось, а что-то публика услышит впервые. Специально к этому концерту готовлю мировую премьеру Кантаты для хора с оркестром «Баргуджин Тукум» на стихи Баира Дугарова. Также прозвучит музыка двух балетных сцен: «Возвращение Гэсэра» из балета, сочинявшегося к 1000-летию эпоса «Гэсэр» (1996 год), и Дуэт из незавершенного балета «Вечное возвращение» (2015 год). Особое место в концерте займет «Тамчын дасанай магтаал» для солистов, хора и оркестра на стихи Гунги Чимитова, созданный по заказу Тамчинского дацана (1995 год). Хочу показать и песню, которую я в далеком 1991 году представлял на конкурс гимна Бурятии. Мне кажется, это интересно.
- Кто будет исполнителем Ваших произведений?
- Рад, что на мое приглашение принять участие в концерте откликнулись мои друзья-музыканты. Среди них Владимир Албатаев – уникальный певец, обладающий роскошным тембром, настоящий мастер сцены. Он долгие годы успешно работает в Москве. Так получилось, что Володя, объехавший с гастролями практически весь мир, еще не выступал на родине. Его давняя мечта – дать концерт в Бурятии. Он и звезда бурятской эстрады Дулма Сунрапова представят три песни из моего мюзикла «Танец орла», который когда-то шел в Театре бурятской драмы.
Когда-то, в 1990 году, сразу после окончания консерватории по просьбе пианистки Даримы Линховоин я сочинил Концерт для фортепиано с оркестром, а Союз композиторов включил это произведение в программу концерта бурятской музыки в Москве, в Колонном зале дома Союзов. Сейчас его исполнит гениальный, по моему убеждению, молодой пианист, учащийся Гнесинского училища Евгений Евграфов. Несмотря на свой возраст,Ж еня уже является серьезным музыкантом, лауреатом многих международных конкурсов. Он сочиняет сам и исполняет произведения, написанные специально для него другими композиторами. Совсем недавно он был приглашен Дмитрием Башкировым (мэтром российской фортепианной школы – ДД) в показательный мастер-класс в Санкт-Петербурге в дни международного культурного форума. До этого состоялись его выступления в Италии, Греции, он был отмечен и специальным призом на фестивале Дениса Мацуева. Женя – из музыкальной семьи: его папа, Юрий Анатольевич – известный композитор, профессор Московской консерватории.
Из Монголии приедет мой давний друг - главный дирижер Монгольского театра оперы и балета Тулайхуу, с которым мы вместе учились в стенах Уральской консерватории. Тулайхуу – заслуженный деятель искусств Монголии, лауреат Премии Президента Монголии. Он с радостью принял предложение выступить в моем концерте.
Поддержать известного композитора с готовностью откликнулись и солисты бурятского театра оперы и балета Татьяна Шойдагбаева, с которой они дружат долгие годы, великолепный баритон Намхай Мунхзул, Билигма Ринчинова, которую Баир слышал в Аге еще школьницей, Батчимэг Самбугийн, вокальным искусством которой был впечатлен на ее выступлении в Большом театре.
- Как часто и где исполняются Ваши произведения?
- К сожалению, моя музыка в Бурятии звучит нечасто. Например, в Калмыкии, на фестивале музыки монгольских народов «Пентатоника», она звучит чаще. Мои произведения исполнялись в Нижнем Новгороде, Иваново, Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Улан-Баторе, Гонконге. В позапрошлом году в Улан-Удэ шел мой мюзикл «Поющий верблюжонок». Поэтому свой первый авторский концерт я хочу провести именно на родине – в Бурятии.
- Ваш взгляд в целом на феномен бурятского искусства, «видится ли что-то большое на расстоянии»?
- Несколько лет я служил в российском Минкультуры, и эти годы подарили мне встречи с интереснейшими людьми, массу впечатлений. Стоит заметить, что на фоне всей российской, и даже мировой культуры Бурятия имеет свое уникальное лицо. Конечно, огромная заслуга предшествующих поколений в том, что в ХХ веке у нас был заложен мощный фундамент современной профессиональной музыкальной культуры. Одним из первых среди национальных республик у нас появился свой Союз композиторов, долгие годы Бурятский оперный театр был единственным почти наполовину территории России. К слову сказать, и сейчас именно оперный театр наиболее громко несет славу бурятского искусства за пределами республики, демонстрируя высокий исполнительский уровень и профессионализм.
- И в завершении, в чем Вы видите миссию современного композитора?
- Каждый занимается своим делом. Кто-то пишет музыку, в меру своих сил и таланта. Как все сложится в дальнейшем, зависит уже не от них, а от других людей – в этом смысле профессия композитора очень уязвима. Надо делать свое дело.
Справка:
Дондоков Баир Бато-Дугарович - лауреат Государственной премии Бурятии, заслуженный деятель искусств Бурятии, заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа.
Образование: Музыкальное училище в Улан-Удэ; Уральская консерватория им.М.Мусоргского, аспирантура Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кандидат философских наук.
Сочинения: симфонические произведения, концерты для виолончели, фортепиано с оркестром, произведения для камерных оркестров, хоровые и камерные сочинения, музыка для детей, музыка к спектаклям, кино («Наказ матери» Б. Дышенова), песни. Автор статей, публикаций в журналах «Музыкальная академия», «Музыка и жизнь», передач на радио «Орфей».