С Вампиловым мы были «не разлей вода»

Народный поэт Бурятии поделился воспоминаниями об Александре Вампилове.
пресс-служба министерства культуры Республики Бурятия, фотографии предоставлены Андреем Румянцевым
3546

В преддверии кинопоказа «Облепихового лета», фильма, рассказывающего о жизни и творчестве выдающегося сибирского драматурга Александра Вампилова, мы побеседовали с его близким другом, народным поэтом Бурятии Андреем Григорьевичем Румянцевым. Он выпустил в 2015 году в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» книгу о Вампилове.

- Андрей Григорьевич, расскажите о Вашем знакомстве с Александром Вампиловым.

- Мы познакомились в 1955 году и проучились 5 лет на филологическом факультете в Иркутском университете. Ему было 18 лет, когда он поступил, а мне - 17. Он не смог сдать в первый год вступительный экзамен по немецкому языку. И только на второй год у него получилось. А если бы он в первый год поступил, то учился бы с Валентином Распутиным.

Так мы оказались в одной студенческой группе. Однако наше знакомство произошло не сразу. После зачисления, в сентябре, нас отправили в колхоз убирать урожай. Так совпало, что работали мы на родине Вампилова — в Аларском районе, в одном из сел. Среди однокурсников был Саша, который почему-то показался мне знакомым. Как потом выяснилось, мы вместе играли в футбол в селе Байкало-Кудара, где я окончил школу. Он ездил туда к своему родному дяде. Там мы встречались, но тогда его фамилию я не запомнил. Уже студентом он приезжал к дяде, и мы вместе гуляли по окрестностям, рыбачили, читали книги из богатой дядиной библиотеки. Саша стал работать над прозой на третьем курсе и печатался в студенческой газете «Иркутский университет». С юных лет мы оба мечтали стать писателями, что тоже нас сближало. В журналистику пошли потому, что эта профессия все же близка писательской. Да и потребность в журналистах была огромная. После окончания университета Саша работал в иркутской газете «Советская молодежь», а я в родственном издании соседней республики — «Молодежь Бурятии».


- Каким вам запомнился Александр Вампилов в студенческие годы?

- С Вампиловым мы были «не разлей вода». У нас в группе было 7 парней, и все мы держались вместе. Но Вампилов был в этой группе особенный. Это сразу чувствовалось. Он был очень остроумный, разговорчивый, веселый. Учились мы нормально, не прогуливали. Любимым предметом у Вампилова была литература. Мальчику выбрать профессию литератора, писателя или журналиста не любя - невозможно. Саня прекрасно играл на гитаре. И этим тоже сплачивал всех нас. Он очень любил классическую музыку. Он вместе со старшим братом, который закончил геологический факультет в этом же университете, снимали флигель у одних хозяев. И Саша постоянно там жил один, потому что его брат часто бывал в геологических экспедициях. И мы в этом флигеле собирались. Большинство из нас жили в общежитии, где всегда толкотня и шум. А у него собираться можно было спокойненько и слушать музыку, и обсуждать, и разговаривать, и дурачиться. Саша был центром нашей компании. Все к нему относились хорошо, все его любили.


- Вы сказали, что Вампилов был особенным. Чем еще он выделялся среди одногруппников?

- Отец у Вампилова был учителем литературы и имел довольно богатую библиотеку. И в отличие от нас, мы же многие из простых семей, я, например, из деревни, Боря Кислов, который сейчас стал профессором, доктором наук, он вообще сын уборщицы, то есть мы были простыми людьми. Саня среди нас, конечно, выделялся, потому что он довольно много читал и в детстве, и в школьные годы. Он всегда говорил на семинарах интересно. Много слов не тратил. Но всегда говорил очень умно. У него была домашняя библиотека, и отец со знанием дела подбирал книги, покупал их. Например, он с юности любил Есенина. Многие из нас не то чтобы не знали Есенина, его творчество тогда в школах не изучалось до 1955 года. Поэтому мы понаслышке знали этого автора, а так широко его стихи не знали. А Вампилов даже знал наизусть много стихов Есенина.

Кроме того, мать у Саши была учительницей. Она и дала ему воспитание. Вот, например, заканчивается лекция, мы все выходим, спускаемся в раздевалку, подаем номерки и одеваемся. А Саша первым делом берет номерки у девочек и подает гардеробщице. И это стало для нас с первых дней знакомства правилом — что Саша ухаживает за девочками. Или, например, идем компанией в кино. Родители денег нам особо не присылали, в колхозе ведь рассчитывались хлебом, овощами, но только не деньгами. А у Саши мать ежемесячно получала зарплату. И вот он покупал нам билеты и категорически отказывался принимать от нас деньги. Добавьте к его бескорыстию еще обаяние и неповторимое чувство юмора. Он каждую ситуацию мог очень смешно прокомментировать. Вампилов был метисом. Отец – бурят, мать – русская.

Он был кудрявый, симпатичный. Поэтому, когда незнакомые девушки спрашивали его: «Вы работаете или учитесь?». Он всегда говорил смеясь: «Я работаю в цирке цыганом». И таких смешных ситуаций у нас в студенчестве было много.

- Почему-то распространяли слухи, что Александр Вампилов стеснялся своих бурятских корней? Это неправда?

- Конечно, неправда! Кроме того, что у Саши была интеллигентная семья, такими же были его родственники. Например, в Байкало-Кударе, где мы часто бывали, жил его дядя Владимир Никитич. У дяди была большая библиотека. Он закончил сельскохозяйственный институт в Москве. А потом работал директором охотничьего хозяйства по разведению ондатры в Байкало-Кударе. Жена его дяди Софья Галсановна работала экономистом в этом же хозяйстве. И когда в 1965 году в Улан-Удэ хоронили супругу Владимира Никитича, то Саня приезжал на похороны. Мы вместе были на похоронах, где собралась вся бурятская ветвь Вампиловых. А так как Саша очень хорошо рисовал, то ему поручили на венках писать красивыми буквами надписи. Поэтому он очень трепетно относился к родственникам со стороны отца. К тому же у Саши, как выяснилось, глубокие буддийские корни. Работая над книгой для серии ЖЗЛ я начинал повествование с рассказа о предках, чтобы читатель представлял, откуда вышел герой. И как раз такие материалы нашлись. У Сержены Валентиновны, сестры Александра от первого брака отца, и ее сестры сохранилось все родовое древо и даже письма и семейные фотографии. Ее сестра Ирина Валентиновна — учительница, культурная женщина — также немало историй рассказала о Вампилове. Его родственник, например, участвовал в сооружении дацана в Петербурге.

- Правда ли что Александр Вампилов хотел в 1960-ом году поступить завлитом в Буряад театр? И ему отказали, как утверждают в соцсетях?

- Это неправда. Если у него была бы такая задумка, то он, конечно же, сказал бы мне об этом.

- Александр был романтичным человеком?

- Вампилов больше был реалистом, чем романтиком. Жизнь у Саши была сложной и трудной. Отца его репрессировали, и мать одна четырех детей воспитывала без мужа. И один из троих сыновей, четвертым ребенком была дочь, после войны умер 16-летним. И взрослыми стали трое детей. Когда он был уже в возрасте 25 лет, романтичным было бы неправильно его назвать. Он же писатель, а писатель не может быть восторженным человеком. Он должен мудро смотреть на своих героев, объяснять их поступки. Если бы Вампилов был романтиком, он бы этого не смог. Он не романтиком был, а человеком понимающим и благородным.

- Почему Александр начал с рассказов, а не с пьес?

- Вы знаете, многие его рассказы — это маленькие сцены с обилием диалогов. Я считаю, что у него дальний прицел был все равно на драматургию. Он играл в школьном театре и мечтал когда-нибудь написать пьесу. Хорошо разбирался в драматургии, часто упоминал в разговоре авторов, о которых мы не слышали раньше. Всегда цитировал смешные реплики из классических пьес.

- Были ли у него кумиры?

- Конечно, были. Если брать поэзию, то на него огромное впечатление производил Есенин. Оказывается, у его отца была большая библиотека, и среди книг хранились многие произведения поэта. Так Саша в селе, где мы работали, каждый вечер читал нам стихи Есенина наизусть. Блока очень любил, чуть позже — Тютчева, ну и, конечно же, Пушкина. Из прозаиков его главным кумиром был Антон Чехов.

- Расскажите о семинарах молодых драматургов, в которых участвовал Вампилов.

- После окончания университета Саша начал писать пьесы, печатал отрывки из них в газете «Советская молодежь». Поэтому обком комсомола отправлял его на семинары молодых авторов в разные уголки страны. Это была отличная учеба для него, ведь занятия вели, разбирали пьесы опытные драматурги. Первая его пьеса, одноактная, называлась «Дом окнами в поле». Он ее напечатал в Иркутске и, будучи на семинаре, занес в журнал «Театр» в Москве. Пьесу там опубликовали, но редактор внес много правок. Саше объяснили это жесткими требованиями редакции. Возможно, и цензуры. Вампилов часто встречался с этой проблемой. Его пьесы с большим трудом попадали на сцены театров. То не нравится герой, то образ жизни героев не советский, то еще что-то. И так на протяжении всей творческой жизни.

- Как произошла трагедия с Александром на Байкале?

- У него в последнее время действительно были проблемы, в первую очередь творческие. А когда более десяти лет занимаешься творчеством, но твои пьесы не пускают на сцену и они так и остаются на бумаге, это угнетающе действует. И можно представить, что он переживал. Но я считаю, что его смерть — это стечение обстоятельств. Они с Глебом Пакуловым, прозаиком, решили половить рыбу за два дня до дня рождения Александра. А накануне на Байкале был шторм, разбило плот, и в воде плавали бревна. На полном ходу лодка наскочила на одно из них и перевернулась. С одной стороны, стечение обстоятельств, а с другой - трагический финал судьбы.


Читайте также