Интервью с председателем Союза кинематографистов РБ Артемом Бурловым

1979

- Поскольку это ваше первое интервью для официального сайта министерства культуры, сначала немного о себе. Как и почему вы пришли в кино?

- Да, действительно, это мое первое расширенное интервью для официального сайта министерства культуры РБ. И для меня это большая честь, для меня это некий показатель работы киносообщества РБ и министерства культуры РБ.

В кино я пришел в 2011 году. И первой работой был фильм «На Байкал», которые мы снимали со своими друзьями и коллегами по команде КВН «Точка РжЫ». Из команды КВН мы выросли и это начало превращаться в некое творческое объединение людей. Затем так все и вышло. Фильм начинается с заставки ТО «Точка РжЫ» представляет. Вот так появилось кино. О таких незнакомых мне на тот момент в 2011 году явлениях, например: о прокате, успехе, федеральном прокате, первом опыте участия в кинорынке и прочее, мне довелось узнать как раз на первой работе «На Байкал». И поверьте, эта магия кино захватывает и поглощает. Мне стало все это очень интересно. Я понял, что все можно познать на практике, снимая картины, плохие, хорошие, смешные. А в начале были только комедии, главное, это снимать. Вот почему кино - это сейчас не просто работа, это часть жизни, и даже цель жизни уже!

- Помню вас в небольшой, но запомнившейся роли мошенника от банка в фильме «Буузы». Нет ли желания продолжать актерскую карьеру?

- Продолжить актерскую карьеру не желаю. Тот опыт считаю неудачным. И после в фильмах нашей компании никогда не снимался и в планах не имею. В начале фильмов, созданных нами никогда не будет стоять «Фильм Артема Бурлова», как это модно среди многих бурятских кинематографистов. У меня на этот счет своя позиция. Фильм это коллективный труд большого количества людей и писать так, как то не по мне. «Фильм кинокомпании….. (название кинокомпании), вот так согласен. А карьеру продюсера обязательно продолжу. Даже в институт для этого поступил, в иркутский филиал ВГИК, на заочное отделение.

- В начале 2000-х в Бурятии могла бы зародиться киноиндустрия. Тогда тоже шумно начали снимать фильм «Хара моритон» - Черные всадники. Потом начались финансовые склоки. И фильм умер, не родившись. Затем некрасивые судебные тяжбы Есугея Сындуева по фильму «Первый нукер Чингисхана». Многие деятели культуры потом признавались, что эти скандалы надолго отбили охоту заниматься кино. Вас не пугают подобные скандалы?

- Те события, которые окутывали кино-отрасль в начале 2000-х годов, можно отнести к общим проблемам и развалу страны, упадку и т.д. Особо в те скандалы я не вникал. Знаю лишь одно, что они принесли репутационные потери РБ на федеральном уровне, а в частности в Министерстве культуры РФ. Чтобы такого не повторилось никогда, необходимо выстраивать прозрачные отношения. В киноотрасль привлекать профессиональное сообщество РФ - союз кинематографистов РФ, выстраивать четкую юридическую работу с заключением договоров, соглашений и прочее. И тогда не возникнет таких проблем. Возможно будут возникать споры хозяйствующих субъектов. Это неизбежно, ведь это рыночные отношения. Но до скандалов, а тем более с участием бюджетных средств не дойдет, Поэтому ничего меня не пугает, у меня есть план и есть команда энтузиастов, кто так же как и я радеет за кино отрасль Бурятии.

- Этот вопрос задают всем, кто занимается производством кино в республике. Но хочется услышать и ваше мнение. С чем связан кинобум последних лет в Бурятии? Не с мнимой ли легкостью «порога»? Говорили, что фильм «Чайник» снят чуть ли не на хорошие, но фотоаппараты? И после этого появилось сразу несколько фильмов разного уровня качества. И вместе с ними множество малоизвестных режиссеров. Когда количество перейдет в качество?

- Точно не с мнимой легкостью «порога». Фильм «Чайник» был действительно снят на ОДИН фото аппарат КВНщиками. Фильм обрел небывалый успех. И именно с этого момента можно вести кинобум современного бурятского кинематографа. Казалось бы, парадокс! Но нет, для анализа этой ситуации, необходимо руководствоваться разными моментами:

1. технически создавать цифровое кино стало гораздо проще, и дешевле, нежели на пленке. И это важный экономический момент, кинопроизводство с одной стороны удешевилось

2. общий подъем выходцев из КВН в российском шоу-бизнесе, на тв в Камеди клаб, шоу Уральские пельмени, в кино, в различных проектах. А наши КВНщики всегда отличались прогрессивностью взглядов, несмотря на отсутствие коммерческой хватки. Писать наши авторы не разучились и до сих пор. И многие наши фильмы, даже не комедии сейчас пишут выходцы из Бурятского КВН-а.

3. дети, родившиеся в конце 90-х начале 2000-х считаются поколением «Y». Это поколение, которое воспринимает информацию в аудио-визуальном контенте. Они не читают, а смотрят видеоролики, блогги, стриминг и прочее. Поэтому это неизбежный процесс подъема производителей такого контента. Не обошло это стороной и наш город на более бытовом уровне. Люди пошли на «Чайник» посмотреть на себя, на свой город, посмеяться над собой, над бытом, слэнгом, знакомыми типажами и прочее прочее. Не за художественным смыслом или ответом на какие-то вопросы, а просто провести досуг. Это «попкорновое» кино простое и в «доску» свое открыло бум современного бурятского кинематографа. А чужая слава привела всех остальных на этот рынок. Появились проекты низкого качества как технически, так и по содержанию. Но люди все равно шли в кино, в эйфории «Чайника». Затем федеральный прокат «На Байкал» и понеслось…

Количество перерастёт в качество при построении системы в строительстве киноотрасли. А в любом строительстве главное фундамент. В данном случае фундаментом выступает профессиональное образование и подготовка кадров. Для этого Союз кинематографистов РБ выполняет ряд значимых и социальных функций, например профессиональное ориентирование детей, работа вместе с детьми, и с участием Байкальской школы кино над созданием картин для их же сверстников. «Байкальские каникулы» две части, тяжелый и поучительный драматичный фильм «По совести», призывающий деромантизировать криминальные образы в кино, пропаганда здоровых человеческих отношений, противодействие и профилактика субкультуры «детское АУЕ». Заразив детей кино сейчас, мы вырастим своими руками высокопрофессиональных кинематографистов в перспективе 5-10 лет, и это встраивается в стратегию развития 2035.

- Известно, что творческие люди из одной сферы недолюбливают друг друга. Не стала исключением и самая молодая культурная отрасль республики – киноиндустрия. Особенно критично высказывался о местных фильмах Николай Будуев перед премьерой своего фильма «Смерти нет». Другие кинодеятели в долгу не остались и высмеяли его произведение. Вы бы лично, какие фильмы, сделанные в Бурятии, кроме своих, выделили?

- Интересный вопрос. Но наверное он изначально адресован не тому человеку. Я не считаю себя творческим человеком, я больше продюсер, менеджер. Я управляю этими процессами безусловно и естественно с творческими людьми пребываю в тесном контакте. И на их склоки, интриги, амбиции, внимание обращаю крайне редко, делая скидку на то, что это все таки творцы, им можно. Но не нужно забывать и о том, что это бизнес в том числе. Поэтому все аспекты фиксируются на бумаге, заключаются договора, соглашения и т.д. А против документов сложно предъявлять эмоции. Вам ли меня не понять, как журналисту? Вы наверняка с этим сталкиваетесь больше чем я. По поводу комментариев Будуева, я их не слышал и не представляю о каких комментариях идет речь. С Николаем Будуевым я знаком давно, помогал дорабатывать ему фильм «Смерти нет», оказывал поддержку проката, даже рекламный ролик для его премьеры снимали. Тем более он сейчас депутат ГД РФ, политик. А наш союз кинематографистов РБ включает разных по политическим убеждениям людей, студий, кинокомпаний и прочее. Поэтому мы сразу договорились, что союз кинематографистов РБ аполитичен. Мне сложно выделять какие то отдельные фильмы, естественно все фильмы, которые добились успеха в прокате или на каком-либо кинофестивале не обходят моего внимания. Но чтобы выделить что-то одно, мне сложно, я пребываю внутри системы.

- Одни говорят, что нашумевший фильм Солбона Лыгденова «321 – я Сибирская» потребовал слишком много денег и времени. Другие считают, что   так и должно быть. Вы какую точку зрения поддерживаете?

- У меня своя точка зрения и она не сформирована до конца. Так как фильм Солбона Лыгденова я не видел. Думаю, что никто не видел пока, чтобы оценивать, нужно посмотреть. Безусловно тема и объем работы, который выполняет студия «МонУлаФильмз» ( а это не только Солбон Дондокович, там целая команда профессионалов трудится) весьма значима для нашего общества да и труд это неимоверный. Они реально там ПАШУТ!!! Поэтому мы должны его поддерживать и ожидать премьеру фильма и обязательно поддержать его в прокате. Это мое мнение.

- Это в советское время творческие союзы имели силу и льготы. А в рыночных условиях множество культурных деятелей вполне успешно работают вне всяких союзов. Какая необходимость была создавать союз кинематографистов РБ? И кто в него входит, что дает это членство? Почему учредителем Союза считают мэрию Улан-Удэ?

- Как работали творческие союзы в советское время и какие льготы они имели мне неизвестно. Но на сегодня многие эти союзы обладают статусом общественной организации и основываются на добровольном членстве участников. В своей деятельности СКРБ руководствуется уставом, в котором отражены основные цели:

-для защиты общих интересов и достижения уставных целей формирования наиболее благоприятных творческих и организационных условий развития кинематографа в Республике Бурятия

- содействие развитию всех видов и жанров кинематографа Республики Бурятия как важнейшего компонента национальной структуры и средства укрепления взаимосвязи и взаимопонимания народов, как части единого комплекса экранных видов культуры, имеющего общенациональное и международное значение;

- и многие другие

Необходимость создания СК РБ обсуждалась давно. И даже на коллегии министерства культуры РБ, проводимой еще зампредом правительства РБ Матхановым В.Э. в 2014 году было рекомендовано создание ассоциации «Кино Бурятии». Ответственным было обозначено министерство культуры РБ. Протокол этой коллегии у нас сохранился. Мы собственно им и руководствовались в своих действиях. Но лишь в 2016 году фестиваль бурятского кино, проводимый администрацией города Улан-Удэ смог сплотить какой-то костяк кинематографистов РБ. И было принято решение о создании СК РБ. Поэтому мы по праву можем считать этот фестиваль для нас так же историческим моментом, как и выход фильма «Чайник» в 2009 году. В союз на сегодня входят 11 киностудий и также независимые кинематографисты. Всего общая численность – 38 человек. Не знаю, кто так считает, организация у нас общественная и все учредительные документы есть в свободном доступе в интернете. Пожалуйста, можно убедиться, кто является учредителем.

- Давайте, поставим жирную точку в непонятной скандальной ситуации с переизбранием вас председателем Союза кинематографистов. Изложите свою версию.

- Давайте поставим раз и навсегда. Еще раз повторю, что никакого переизбрания не было. Это были вбросы в СМИ, которые мы тут же откомментировали, подробно на радио «Эхо Москвы» прояснили ситуацию. В двух словах: мое переизбрание требует соблюдения юридических и уставных процедур, заявлений и т.д. Я никаких заявлений не подавал, поэтому я еще раз даже вас призываю верить сухим фактам и документам, а не слухам и домыслам. В этом и есть работа журналиста, объективно доносить информацию до населения, за это журналисты и получают зарплату. А если журналисты получают отдельное вознаграждение за ту или иную публикацию, и за продвижение какого – либо мнения, то это уже не журналистика, а больше похоже на другую древнейшую профессию, как и упомянул однажды наш с вами президент, В.В. Путин.

- Почти все СМИ республики готовы вам объявить бойкот. Почему у вас не сложились отношения с прессой?

- СК РБ заключил договора с телеканалами РБ, изданиями и газетами, информационными агентствами, что свидетельствует о нормальных взаимоотношениях. Вот например по договорам с издательским домом «Информ полис» идут коммерческие отношения, заключаем договора за продвижение в СММ каналах, в СМИ и прочее. О каких бойкотах может идти речь, когда вопрос касается финансово-хозяйственных отношений? Это же бизнес и ничего личного. А то, что я говорю в адрес отдельных, называющих себя журналистами людях, так это я пояснил в предыдущем вопросе.

- Недавно прошла ваша рабочая встреча в министерстве культуры РБ с заместителем министра культуры РБ Емонаковым Николаем Владимировичем. Главный вопрос, который вы обсуждали, это кинофикация малых городов и сел Бурятии. Доступным для обычного читателя языком поясните, что это такое? Например, почему нельзя как в советские годы в любом сельском клубе показывать кино, только используя вместо кинопроектора современные видепроекторы?

- Да, такая встреча была и это был не главный вопрос, поднимаемый на этой встрече, но не маловажный. Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии является оператором всероссийской программы поддержки кинотеатров в населённых пунктах, которая нацелена на расширение географии кинопоказа в стране и увеличение доли отечественного кино в прокате. Данная программа предполагает выделение средств на безвозвратной основе в пределах 5 миллионов рублей на модернизацию каждого зала (покупка и установка). При этом получатели средств берут на себя обязательства по демонстрации отечественных фильмов в объёме не менее 50% от общего количества сеансов в квартал. На сегодня поддержано 639 кинозалов в 74 субъектах России, включая три зала в Республике Бурятия. В Закаменске два и в селе Баргузин – один. 12 залов в Иркутской области, 9 залов в Забайкальском крае. Кинофикация малых городов и сёл с численностью населения до 500 тыс. человек проводится Фондом Кино РФ. Это, простыми словами, подключение кинотеатра к Единой Автоматизированной информационной системе для отчетности по билетам и количеству зрителей на показе. Это норма закона, что в свою очередь и не исключает концертную деятельность домов культуры, так как это становится кино-концертный зал. Согласно проекту, предоставленному в ФК на конкурсной основе, т.е. приняв участие и выиграв, можно переоборудовать в кинозал Дом культуры в деревне, подключиться к ЕАИС. А именно это легализует платный показ, а не как в советское время. Тогда таких требований не велось. Поэтому для многих районов это единственная можно сказать возможность организовать платный кинопоказ, не нарушая законодательства РФ. Поэтому сейчас когда эта программа будет действовать последний год, нам необходимо наверстать упущенное и обеспечить достойное количество заявок. Проработать вопрос государственно-частного партнерства, в случае если будет инвестор, который возьмет в оперативное управление ДК и будет формировать единую репертуарную политику, с учетом требований ФК РФ, по примеру Закаменска. С одной лишь поправкой. Хотелось, чтобы таким оператором стал налоговый резидент РБ, который бы вложил средства в при кинотеатральное кафе, например, продажу снеков, напитков, сахарной ваты, поп-корна, что в свою очередь улучшает качество жизни на селе, увеличивает туристический аспект в прибайкальских районах, несет образовательную программу и т.д.

- Сколько денег на кинофикацию готов выделить Федеральный Фонд Кино РФ? Какие условия надо соблюсти домам культуры, чтобы участвовать в программе кинофикации?

- На такой вопрос, к сожалению, я не знаю точного ответа, так как не являюсь работником ФК. Но из открытых публикаций в федеральных и профессиональных СМИ, могу сделать вывод, что в планах ФК переоборудовать порядка 400 кинозалов по стране. Поэтому шанс попасть в эту программу у наших районов непременно имеется. И как вы видите, министерство культуры РБ совместно с СК РБ прилагает к этому все усилия. Вот уже в ближайшее время стартует ставший уже традиционным «Киномарафон 3.0», проводимый СК РБ и министерством культуры РБ с 2015 года. В этом году миссия этого киномарафона сочетает три функции, это было проработано на рабочей встрече с Емонаковым Н.В., а именно:

- показ фильма «По совести» в целях профилактики распространения субкультуры детское «АУЕ» среди подростков, проживающих на территории муниципальных образований, районных центров, сел и деревень, с неблагоприятной в этих вопросах ситуацией (а таких по нашей оценке много)

- одновременно будет вестись работа с начальниками управления культуры этих муниципальных образований по вопросам подачи конкурсной заявки, либо отработки в рамках ГЧП. Это уже с каждым районом индивидуально. Главная цель – чтобы заявки были укомплектованы в соответствии с требованиями ФК РФ и не могли быть отклонены на стадии проверки документов, были внесены необходимые ОКВЕД-ы и т.д.

- будет вестись работа по формированию кинематографического атласа РБ. Ведь каждый район уникален по-своему и имеет свой неповторимый ландшафт, достопримечательности, инфраструктуру. Что может стать весьма интересным при создании кино и подбора кинолокаций как для местных кинодеятелей, так и для студий из других регионов, в том числе и федеральных и международных

- а так же мы начинаем проработку вопроса о съемках документальных фильмов об отраслях экономики и предлагаем свое видение реализации этого проекта в рамках празднования 100-летия со дня основания РБ в 2023 году. Времени осталось немного, а планы «наполеоновские».

Вот выдержка из приказа ФК от 27.12.2017 года № 187: за счёт средств субсидии осуществляется финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, понесённых на приобретение в собственность, монтаж и доставку оборудования, предназначенного для переоборудования кинозала.

- выполнение заявителем обязательств по переоборудованию кинозала, началу кинопоказа в переоборудованном кинозале и регистрации в Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС)

- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в бюджеты бюджетной системы РФ

- наличие расчётного счёта в кредитных организациях РФ

- нахождение у заявителя помещения, предназначенного для организации кинопоказа, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, на правах безвозмездного пользования или долгосрочной аренды

- наличие у заявителя опыта деятельности в сфере культуры и (или) кинематографии не менее 3 (трёх) лет

- Как понимать термин ОКВЕД-ы в деятельности Домов культуры?

- Одним из видов экономической деятельности заявителя в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, является 59.14 – деятельность по показу кинофильмов или видеороликов в кинотеатрах, на открытых площадках или в прочих местах, предназначенных для просмотра фильмов.

- Стала уже традицией совместная работа министерства культуры РБ и союза кинематографистов РБ по "Киномарафону 3.0". В этом году жители районов РБ смогут посетить творческие встречи с создателями фильма "По совести", посмотреть сам фильм, принять участие в обсуждениях. Какими были первые отзывы об этом фильме?

- Фильм вызвал неоднозначные мнения, много дискуссий вызвал он и у специалистов. Но тем не менее, вывод был сделан один - этот фильм несет воспитательный характер и на языке сверстников объясняет смысл романтизации субкультуры, вскрывает многие социальные проблемы современного общества и предлагает пути их решения. О чем свидетельствуют многочисленные рекомендательные письма от аппарата уполномоченного по правам детей Иркутской области, комиссий по делам несовершеннолетних и прочих компетентных органов.

- В ваших планах продемонстрировать ленту "Улан-Удэ, я люблю тебя". Согласны ли на это авторы всех новелл, входящих в этот фильм?

- Лента уже прокатилась в кинотеатрах города. И дальнейшая прокатная судьба этой картины находится в руках продюсеров, с которыми студии ранее заключили договор, о передаче прав. Поэтому прокат продолжится точечно, с организацией творческих встреч и проведением кастингов для БШК и прочими социальными и образовательными миссиями.

- Вы планируете параллельно проводить работу по формированию заявки на участие в кинофикации, в каждом районном центре, куда прибудет "Киномарафон". У вас есть специалист для этого?

- Да есть и не один именно в этой области.

- Вы пишете в соцсетях, что встреча с главой Бурятии сорвали провокации и вбросы в СМИ. Можете назвать конкретные имена?

- Не хочется ворошить прошлое и тем более работа, конструктивная работа с органами исполнительной власти продолжается, как вы сами видите. А назвать имена я, конечно, могу. Но вот только зачем? Эти товарищи знают сами и даже знают, что и мы знаем об этом.

- Каковы ваши ближайшие творческие планы?

- Планов очень много. Это и «Байкальские каникулы – 3» в рамках кинокомпании Азия Фильмс, документальные проекты в рамках СК РБ, что касается производства. Участие в мероприятиях СК РФ, кинофестивалях, прокат и организация проката таких фильмов как «По совести», «Улан-Удэ, я люблю тебя», помощь кинокомпании «МонУулаФильмз» в прокате «321-я Сибирская» и много чего еще…Ну и управленческая и общественная работа по развитию кино отрасли РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также