Директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева: «Музей - это территория смыслов»

В этом году один из старейших музеев Сибири, ровесник Бурятии, основанный в 1923 году музей истории Бурятии имени Матвея Хангалова отмечает 95-летний юбилей. 
Мария Ванданова, ИА «Восток-Телеинформ»
1021

О том, отмечают ли музеи дни рождения и как они это делают, рассказала в интервью Восток-Телеинформ директор Национального музея Татьяна Бороноева.

- Татьяна Анатольевна, что подготовлено к круглой дате? Какие запланированы мероприятия?

- 10 октября исполнится ровно 95 лет, как был создан наш сначала краеведческий, преобразованный потом в историко-краеведческий музей. В какой-то этап на базе музея был создан антирелигиозной музей, это уже была история конца 20-х начала 30-х годов. Трагическая история, когда в антирелигиозной музей собирались ценности из разрушенных дацанов, храмов, и все это наследие хранит музей истории Бурятии - один из старейших в Сибири, который является ровесником нашей республики, мы, можно сказать, идём нога в ногу. И это на нас накладывает степень определенной ответственности, потому что мы храним историю республики, наследие всех народов Бурятии.

В рамках празднования юбилея 11 и 12 октября пройдут разные мероприятия. Состоится научно-практическая конференция на тему «Музеи Востока: траектория социально-культурного и  территориального развития», Хангаловские чтения, совещание, будут представлены работы на актуальные проблемы сохранения объектов культурного наследия, традиционной культуры народов в контексте евразийского пространства. Также мы откроем выставку «Бурятская этнография: от мифа до музейного предмета», посвященную 160-летию со дня рождения выдающегося этнографа Матвея Николаевича Хангалова.

Мы ожидаем коллег из Иркутска, Красноярска, Владивостока, также приедут нас поздравить представители Национального музея Монголии и Республики Тыва. Поэтому за эти два праздничных дня мы постараемся обсудить актуальные проблемы и поделиться друг с другом опытом.

- Музей существует давно, что было сделано за этот период? Какие есть продвижения?

- Мы в прошлом году подписали на культурном форуме соглашение с московским музеем Великой Отечественной войны. Вошли в масштабный проект «Территория Победы», который охватывает порядка 40 музеев по всей России, и теперь в рамках соглашения можем обмениваться выставками, какими-то методическими рекомендациями. Сейчас ведем очень активное сотрудничество, например, проводятся различные семинары в онлайн-режиме, конференции. Ещё с 2015 года мы дружим с Государственным музеем истории религии, и у нас есть виртуальное представительство этого музея «Буддизм на берегах Невы». Весь контент в виртуальном виде они передали нашему музею, который мы используем в своих программах подготовки школьников в рамках курса «Основы религиозной культуры». Также в прошлом году они передали всю свою коллекцию ислама в электронном виде, чего у нас вообще не было. Теперь мы можем в электронном виде профессионально рассказать о таком уникальном экспонаты как Коран, например, из коллекции музея истории религии.

Также есть соглашение с одним из крупнейших художественных музеев мира Государственным Эрмитажем по программе «Сохраним культурное наследие вместе». В этом году в рамках данного соглашения к нам приезжали специалисты с мастер-классом по реставрации. У нас всего три реставратора в музее и они не сертифицированы. Это реставратор по металлу, по ткани и по станковой живописи. И мы сейчас будем работать по их сертификации. Ведь сохранение экспонатов  для музея важная тема. Чтобы сохранить для потомков каждый предмет - его нужно отреставрировать, тем более у нас есть редкие экспонаты.

Сейчас мы храним экспонаты в фондах, а в этом году, благодаря поддержке правительства и Минкультуры республики, установили современное оборудование для хранения фондов живописи и скульптур. Это такие специальные сетки, полки, шкафы-драйверы для хранения графики. Данное оборудование поможет сохранить коллекции в том виде, в каком они есть. По хранению у нас ещё есть недостатки: нужно привести в норму температурно-влажностный режим, мы стараемся в этом направлении двигаться. Все это, конечно, достаточно дорого стоит, поэтому здесь многое зависит от финансирования.

- Экспонатов много, а мест хранения недостаточно. В связи с этим как решается вопрос со строительством нового здания Национального музея? Ведь вопрос актуален уже с 2014 года.

- Наша заявка по строительству нового здания имеется, есть земля на Верхней Березовке возле дацана, есть проект Национального музея, в который вносятся коррективы, и мы просто сейчас ожидаем попадания в окончательный вариант программы к 100-летию Бурятии. Могу сказать, что мы в приоритете, потому что когда прошли Дни республики в Совете Федерации, в постановление вошло строительство Национального музея. Это нас радует. Уверена, что мы в любом случае придем к какому-то результату, потому что на начальной стадии продвижение сделаны. Были вложены средства в проектно-сметную документацию, в 2012 году она практически была готова, сейчас вносятся коррективы.

Но если Национальный музей переедет на новое место, то все равно в центре столицы Бурятии должны остаться музеи. Логично, если это будет Музей истории  - это такая точка притяжения для туроператоров и туристов. И еще мы бы хотели сделать Музей Востока – этот проект уже существовал ранее, мы его обязательно реанимируем. В Музее истории планируем выставлять Буддийскую коллекцию и вообще восточную коллекцию. А вот другая часть коллекции была бы актуальна на Верхней Березовке. Особенно экспозицию Музея природы, думаю, было бы интересно рассматривать рядом с парковой зоной.

- Если мы говорим о новом здании, какой будет дизайн, будет ли он необычной формы?

- Национальный музей - с одной стороны институт, который сохраняет наследие, но с другой стороны, он должен двигаться вперёд, быть на одном уровне с теми тенденциями, трендами, которые сегодня происходят в современном мире. А в мире - музейный бум продолжается уже практически десятый год, везде строятся новые музеи, которые становятся архитектурными объектами, объектом притяжения, например, в виде неправильной формы яйца, и людям становится интересно: а что же там внутри и хочется непременно заглянуть. Китай в этом направлении делает гигантские шаги.

Каким будет наш музей, пока сказать не могу. Но мы должны показать этнографию, ландшафтную зону, предметный ряд по-новому, по-современному, через новые эффекты 3D-5D. Он должен остаться музеем как таковым в классическом смысле, но при этом стать новым.

-  А что сейчас с Музеем природы, здание которого признано аварийным?

- Коллекцию Музея природы мы упаковали и будем перевозить в Художественный музей. Фактически музей остался без здания, это жаль, ведь его коллекции уникальны и сам по себе музей природы уникален и, конечно, он нуждается в отдельном здании и раскрутке. Мы будем это делать. Четыре музея, которые включает в себя Национальный музей - это четыре лошади и сейчас произошло некоторое торможение «повозки» из-за ситуации с Музеем природы.

Но до конца года мы обязательно откроем для посещения Музей природы в миниатюре. В большом зале Художественного музея будет интереснейшая экспозиция, над которой мы сейчас работаем. Мы хотим сделать некое погружение в природу необычной формы, хотим все обновить и посмотреть новым взглядом на предметы. И мы хотим, чтобы эта экспозиция была интерактивна, чтобы каждый посетитель стал как бы соучастником, частью экспозиции. Я абсолютно уверена, что это заинтересует, например, детей, они снова потянутся к нам. Это будет самое долгожданное событие этого года, и мы с  удовольствием всех приглашаем и ждем.

- А сейчас вообще актуально посещение музея, меняются ли посетители и посещаемость?

- Конечно, хотелось бы, чтобы музей посещало как можно больше людей. Больше 70% от всех, кто приходит в музеи сегодня – это школьники. Музей сейчас - это пространство, куда люди, с одной стороны, хотят попасть из этого информационного шума, с другой стороны приходят и говорят: «Что-то у вас очень тихо, очень все по-старому, давайте что-нибудь обновлять». Да, мы согласны, надо меняться и мы готовы к этому. Мультимедийные выставки - это все затратно, но это те затраты, которые дают хорошую отдачу по посетителям. Особенно отражается на детях. Дети любят музей. Когда они выходят из музея, в них остаётся слой культуры, и это наша радость, то, ради чего мы и работаем. Чтобы люди вышли из музея, получив что-то взамен. Хотелось бы, чтобы у взрослого населения появилась привычка ходить в музеи. Это такие мои внутренние пожелания, которые я вижу в других регионах и хотелось, чтобы у нас было так. Да, Эрмитаж, Третьяковская галерея - это прекрасно, но у нас тоже есть свое национальное достояние, давайте поддержим сами себя, придем в наши музеи, скажем, что нужно поменять, посоветуем, что можно улучшить. Мы готовы услышать замечания, готовы быть открытыми, мы хотим знать, чего сегодня хочет посетитель музея, чего он ждет.

- Какой опыт можно перенять Бурятии?

- По работе я много езжу, всегда смотрю, как, где, что происходит, где какие музеи, культурные центры, как они меняются. Полезно напитываться другим примером, потому что ты всегда приезжаешь и думаешь, что можно и у нас сделать, применить.  Нам нужно сейчас, судя даже по соседней Монголии, активизировать современное искусство. У нас художники традиционного классического направления, хотелось бы, как в музее «Куликово поле», больше мультимедий, современных больших экранов, через которые можно было рассказать и показать дополнительно историю. Поэтому техническую сторону хотелось бы усилить. Может быть, больше добавить интерактива. Но могу сказать, специалисты и эксперты подтверждают: у нас потрясающие коллекции, не каждый музей может такими похвастаться. Но все это надо достойно показывать, правильно выставлять. Все-таки мы живём в мире, где видим высокие образцы музеев и музейного экспонирования.

- В современном мире, на ваш взгляд, каково предназначение музея и его роль?

- Музей в современном мире - это особое пространство, через которое можно даже поменять впечатление человека о территории, окружении и так далее. Мне очень нравится выражение о том, что музей - это территория смыслов. Когда человек заходит в музей, он находит или пытается найти какие-то смыслы: смысл в  искусстве, истории, культуре, вообще в том, для чего он живет и находится в этом мире. Я думаю, что музей для этого и существует, помочь со смыслами, помочь самоопределению личности даже.

- Я закончила МГУ, историю искусств, защищала в академии художеств диссертацию, являюсь кандидатом наук. Может, первоначально я хотела больше заниматься наукой, преподаванием, но в итоге пришла в музей. Пришла, уже обладая колоссальным опытом, у меня был большой опыт преподавания науки, опыт государственной службы. Я понимала, что музей надо выстраивать как пространство активной коммуникации и в этом видела свою цель. Я шла по этому пути и удалось выстроить эту коммуникацию на протяжении нескольких лет. Параллельно я училась музейному делу, получая каждый день практический опыт. В музее всегда интересно работать, со стороны, может, кому-то и кажется, что музеи - скучно, но для меня нет, для меня всегда интересно. Я каждый раз встаю и думаю: «Сегодня снова произойдет что-нибудь интересное, что-то новое я узнаю», и с этой мыслью о новом я всегда встаю. Мне даже моя семья говорит, что я так много говорю о музее, просто директор музея без выходных. Музей - это уже мое любимое слово.

Мы, прежде всего, работаем для посетителей. И мне нравится, что человек, придя сначала с недоверием, потом начинает интересоваться, ходить на выставки, приводить детей, становится нашим постоянным гостем, готов видеть и узнавать новое вместе с нами. В таких случаях мы, как команда, чувствуем, что работаем не зря.

- Спасибо за интересную беседу.

Читайте также