Именно на нее смотрят, когда молятся проезжающие. Местные жители верят, что именно здесь живёт один из семи духов-хозяев Кударинской степи. Буряты называют их Долоон Дошхон Буудалнууд. Хозяин Фофоновской местности - дух хана – Дошхон Бабай. Легенды донесли, что он родился в древней монгольской стране у хана Дорогта. После конфликта с ним Дошхон покинул родные кочевья и пошел искать новые места, следуя народной поговорке - hухэ гуй тулеэ, хутага гуй мяха бэдэржэ ябаашан байгаа. Что означает - искал места, где можно найти дрова без топора, мясо без ножа.
Обращаясь духу хана Дошхон Бабай обязательно подносят ему, брызгая вверх, немного молока, водки и сладости. Немного, поскольку дух может обидеться и рассердиться, что его считают голодным и пьяницей.
Семи остальным духам-хозяевам Кударинской степи здесь в мае-июне 2007 года поставлены семь коновязей – сэргэ. Для этого жители четырёх бурятских сёл Кабанского района Хандала, Корсаково, Дулан и Ранжурово очистили местность. Инициатором этого благого дела был староста села Хандала, почётный гражданин – Халтуев Николай Иванович. Теперь здесь встречают гостей Кабанского района и рассказывают о духах-хозяевах местности истории, где быль перемешалась с легендами.
Хозяева сел
Второй дух-хозяин кударинской степи защищает Ильинку под именем Ундэр заимка hуудалта бурхан, Ургэн Сэлэнгэ сэлдеэтэй бурхан.
Третьий дух -хозяин местности Елань. Четвертый - покровитель тугнуйско-тимлюйской местности –Тугнээн эжэн бурхан.
Пятый покровитель посольской земли - "Посол Ноен Засол Хатан».
Шестой - хозяин местности Среднее Устье (Дунда-hэлэнгэ) - притока Селенги. Его резиденция находится там, где раньше стоял средне-устьинский маяк.
Седьмой дух- хозяин горы Гасана у села Шергино.
- Ундэр Гахан hуудалтай бурхан, Ургэн Хараyhaн сэлдеэтэ бурхан. Нам Гахан hуудалтай Бурхан, Ургэн Хаара уhан сэлдеэтэ бурхан – называют его местные буряты из улуса Хандала.
Возле другого бурятского села Ранжурово недалеко от старого Бур-Улуса, в местности Бараний мыс – Хаара Хушуун молятся другому духу-хозяину местности.
Легенды о духах
Например, рассказывают, что здесь хотели поселиться души двух обиженных юных шаманок из Кижингинской долины. Но духи-хозяева местности направили их на другой берег Байкала, чтобы защитить своих подопечных от гневных шаманок. Успокоил их только хозяин горы Орголи, взяв к себе на вершину. С тех пор, брызгая родовым богам, кабанские буряты призывают этих сестер шаманок для покровительства.
Другая легенда более современная и рассказывают ее старожилы так, словно это было вчера. В гражданскую войну здесь проходили бежавшие из Иркутска войска Колчака. Кударинские старики стали молить духов-покровителей отвести беду. После этого командир колчаковских войск увидел в бинокль на горе большой отряд красных бойцов. Боясь засады и разгрома, белые обошли Фофоново. На самом деле никакого красного отряда не было.
Иван Тимофеевич
Примечательно, что другом Дошхона считается дух русского человека Ивана Тимофеевича. Это самая яркая иллюстрация того как в Бурятии смешались вера и культура. Потому что в ранг духа-хозяина местные жители возвели русского человека по имени Иван Тимофеевич. Жил он у подножья Фофановской горы в местности Шодоо. Как же русский служивый стал легендой? Для этого надо вспомнить историю Посольского монастыря. Его название говорит само за себя. Именно здесь было перебито московское посольство, направлявшееся в Монголию. Тела убитых погребли на холме, позже на этом месте возвели монастырь, названный в память о событии Посольским. Кто напал на посольство, до сих пор выдвигаются разные версии. От обычного грабежа до мести. А тогда, чтобы наказать виновных из Енисейского острога отправили отряд казаков численностью 300 человек во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым. Возможно, что он бы выместил весь гнев на местных бурятах, если бы Иван Тимофеевич не убедил его в их непричастности. За это он стал особо почитаемым русским среди кударинских бурят.
- Фофонойн эжэн бурхан, Хаан Дорогтын хубуун, Хаан Дошхон Баабай Хунгар зула. Зуун найман зулата Бурхан, Табин найман тахилта Бурхан. Урагшаа харан тогтоходоо, Уула дайдаяа эжэлэн hуурдаhан Бурхан бэлэйт, Хойшоо харан тогтоходоо, Худариин дайдаяа эжэлэн hуурдаhан бурхан бэлэйт .Хажуудатнай хани болохо, Харгыда ябахадатнай нухэр болохо, Иван Тимофеевич гэжэ шодойн мангад, ород нухэр тэйбэлэйт. Соог, соог, соог! – так звучит ему молитва шаманистов.
В ней Иван Тимофеевич называется другом главного духа-покровителя Кударинской степи.
Позже в конце XVII века здесь появилась заимка служилого человека Пятка Фофонова, чья фамилия стала названием села.
Фофоновский акрополь
С 1930-х по 60- е годы здесь вели раскопки известные советские ученые А.П. Окладников и М.М. Герасимов. Фофановский могильник был открыт А. П. Окладниковым в 1926 году, когда ему было всего 18 лет.
Ученые обнаружили, что здесь четыре тысячелетия хоронили людей. Есть предположение, что древних людей привлекала необычная форма Фофановской горы. Они считали, что души умерших уходят вниз по течению реки Селенги и подняться вверх не смогут.
Захоронения тут с ценными находками эпохи палеолита и неолита: топоры из нефрита, гарпуны, кинжалы, писаница с петроглифами, керамика. Поэтому это место назвали Фофоновский акрополь и занесли в исторические справочники. Сейчас он имеет статус памятника археологии. Многие находки хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Историческом музее РФ в Москве, научных центрах Сибири.
В малом селе Никольск, входящем в Шергинское поселение, родине зампреда правительства Петра Мордовского, нам рассказали о знаменитом празднике «Фофоновский огурец».
Бывший райцентр
Мало кто из жителей Бурятии знает, что в состав Кабанского района вошел когда то отдельный Байкало-Кударинский аймак, образованный 3 августа 1944 года.
Отсюда и путаница с названием села. Одни правильно говорят Кудара, другие Байкало-Кудара. Поселение называют Байкало-Кударинским. Это родина бывшего депутата Госдумы Василия Федотова. Нам показали здесь не только дом творчества, но и главную архитектурную достопримечательность села, его «визитную карточку» - старинную Благовещенскую церковь, построенную в 1793-1799 годах. Это был второй каменный храм на территории Бурятии после Одигитриевского собора в Верхнеудинске.
И сейчас, даже при внешней обшарпанности фасада церковь впечатляет своей величественной формой, напоминающей корабль. Не зря рассказывают, что его колокол и отблески куполов служили маяком для рыбаков.
Как древние строители умели строить храмы, говорит тот факт, что эта церковь пережила три крупных землетрясения. В том числе Цаганское в 1862 году с силой толчков в 9- 9,5 баллов. Именно тогда Цаганская степь опустилась на 5-6 метров ниже уровня моря. Благовещенский храм находился почти в эпицентре землетрясения, но разрушился только частично, благодаря оригинальной укладке фундамента храма. Между его плитами оставили специальные зазоры. Поэтому храм движется вместе с землей, но не рушится.
В 2002 году к 300-летию села храм частично восстановили и стали проводить регулярные богослужения. Сейчас это памятник архитектуры федерального значения.
Рядом с церковью по инициативе ученого Леонида Орлова построили стелу с именами первых жителей села.
В 18-19 веках Кудара стала местом массовой ссылки бывших каторжников Нерчинских рудников и заводов, Селенгинского солеваренного завода -«пропитанных» и поселенцев. Этому способствовала отрезанность Кудары водами Селенги и Байкала.
В библиотеке нас поразили работы художника, уроженца Кудары Ерофеевского Валерия Петровича. Последние годы своей жизни он преподавал в Иркутском областном художественном училище. Большая часть картин находится в государственных и частных коллекциях России и зарубежных стран.
Эхириты Корсаково
В середине XIX века в Кударинской степи стояло 20 русских сёл и 29 бурятских улусов, подчинявшихся своим родовым управлениям. Но 31 декабря 1861 года Цаганское землетрясение образовало к северо-востоку от устья Селенги залив с говорящим названием «Провал». Тогда под воды Байкала опустилось около 200 квадратных километров суши с пятью бурятским улусами. Многие их жители переехали в Кижингинскую долину. За ними закрепилось имя «кударинские» - хударын. Позже так стали в республике называть всех предбайкальских бурят. Сейчас бурятских сел в Кабанском районе всего четыре. Крупнейшее из них Корсаково, всего в нескольких километрах от Кудары. Неслучайно, именно Корсаково в 1903 году стало центром Кудара-Бурятской волости с подчинением ей четырёх сельских сообществ-булуков: Корсаковский, Дуланский, Хандалинский, Дологанский.
Об этом нам рассказали в школьном музее Корсаково с богатейшей коллекцией. Рядом со школой в центре села небольшая церковь. Местные жители вспоминают, что раньше вокруг нее был погост, и на ней были мраморные плиты, где было написано, что «здесь покоится раб божий…», но у рабов божьих все бурятские фамилии.
Народный фольклорный ансамбль "Худара" показал целое представление на месте, где прошел первый фестиваль эхиритов. Солистка ансамбля Мария Борисовна Убонова в свои 88 лет может дать мастер класс приветственных песен молодым коллегам.
Хозяева воды
Завершился первый день визита возле села Дулан в Байкальском дацане «Дамба Даржалин», который стал первым буддийским храмом на территории в Кабанского района.
Шэрээтэ дацана Жаргал-лама рассказал, что строительство было начато по инициативе Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева. Ежегодно буддисты проводят ритуалы духам воды. Лучшее место для подношения им – самое глубокое озеро планеты.
За месяц до открытия дацана были освящены расположенные перед храмом статуи восьми великих Нагов – повелителей воды, призванные защитить Байкал от пожаров и загрязнений.
- Все знают, что мы живем на берегу Байкала и радуемся. Хотелось бы каким-то образом помочь Байкалу. И наши друзья-монголы, халха-монголы, внутренние монголы, калмыки собрались и на свои средства подняли 8 нагов – сыновей дракона. Они, будучи детьми дракона, являются хозяевами воды, - объяснял на открытии дацана Хамбо лама.
Там мы неожиданно встретили паломников из далекого Китая. Это шилингольские монголы из Внутренней Монголии привезли свои дары Байкалу, в том числе творческие. Они с поклоном исполнили свою песню.
По дороге в село Сухая делегация поднялась к статуе хозяина воды - Усан Лопсон. Там тоже приготовили прекрасное представление силами местных артистов.
Красный яр
Второй день визита начался с малого села Красный Яр. Село получило своё название за то, что стоит на яре - обрывистом берегу Селенги. Там в небольшом доме с любовью собрали старинные предметы быта. О многих из них молодежь уже не имеет представления. Хозяева русской горницы в Красном Яре не только рассказали, но и показали как жили и работали их предки в старину. Музей «Русская изба» пользуется большой популярностью у туристов.
- Раньше здесь добывали красную глину, смешивали с песком и использовали в хозяйстве: красили полы, заборы, ворота и делали красные кирпичи – показали нам в музее глину в горшочке.
В райцентре гостей пригласили в музей – бывший дом купца Эйдельмана. Он прекрасно сохранился со всеми печами и каминами. Местные жители до сих пор дарят этому музею старинные вещи, например, кровать, сделанную без единого гвоздя.
Селенгинский ЦКК
Заседание выездной коллегии прошло в Кабанске, в здании районной администрации. Открыла заседание министр культуры Соелма Дагаева. В подробном докладе с презентацией она рассказала о национальном проекте «Культура» и попросила внести свои предложения от районов. Когда перешли к обсуждению вопросов, один из самых острых был – как вернуть кадры в села? Затем прошла наградная комиссия, после которой министр провела личный прием граждан. А в это время руководители отделов культуры районов провели заседание своего Совета. На нем сотрудники министерства рассказали о профессиональных стандартах в учреждениях культуры и мерах господдержки культуры села. Директор РЦНТ объяснила концепцию клубного дела в РФ. Также начальники отделов министерства культуры обсудили с коллегами состояние и проблемы формирования фонда документов муниципальных библиотек, внесение музейных предметов в госкаталог Музейного фонда РФО. После заседания его участники осмотрели пока единственный в Бурятии библиобус. Эта передвижная библиотека в небольшом автобусе – настоящий подарок для жителей сел, особенно малых.
Завершилась выездная коллегия министерства в поселке Селенгинск, где КДЦ «Жемчужина» с бассейном могут позавидовать многие улан-удэнские дома культуры. А школе искусств Селенгинска участники коллегии исполнили вместе с детьми песню «Есть только миг». В завершении поездки всю делегацию пригласили на экскурсию на бюджетообразующее предприятие Кабанского района – Селенгинский ЦКК. Его директор Лилия Деева лично показала цеха по производству картона. Министр культуры республики поблагодарила директора комбината и руководителя Байкальской лесной компании Евгения Пруидзе за помощь учреждениям культуры в Кабанском районе.