31 августа в республиканском бизнес-инкубаторе Улан-Удэ прошло открытие выставки «Большая страна — Большие идеи». Участники выразили благодарность Министерству культуры Российской Федерации и РОСИЗО за организацию проекта NEMOSKVA.
Познакомились с бурятской культурой
Напомним, участники симпозиума NEMOSKVA, призванного выявить идеи нереализованных проектов региональных художников, прибыли в Улан-удэ двумя днями ранее. За это время они успели посетить Иволгинский дацан, Этнографический музей, Национальный музей и побывать на Байкале.
Передвижная выставка «Большая страна - Большие идеи»
Кочующая из города в город выставка предстала улан-удэнскому зрителю несколькими модулями с идеями художников со всей страны, и включала стену с множеством идей, принесенных на встречу с экспертами. Интересным решением стало также наличие стеллажа с выдвижными ящиками, напоминающим каталог. Захотелось посмотреть идеи художников Новгорода или Перми, которые предварительно отобрали, - вот вам, пожалуйста. И так из любых 12-ти городов, обозначенных на ящиках. Однако назвать конкретные имена приглянувшихся работ бурятских художников эксперты не спешили, оставляя интригу до завершения проекта. Известно, что отобранные эскизы будут воплощены на следующий год и предстанут на выставке во Франции.
На открытии выставки «Большая страна — Большие идеи» присутствовали министр Культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева, министр социальной защиты населения Республики Бурятия Татьяна Быкова, директор региональных программ РОСИЗО Алиса Прудникова. Куратором передвижной выставки «Большая страна - Большие идеи» выступил Александр Буренков. Он подробно рассказал о каждом выставочном экспонате и его создателе.
-Благодаря NEMOSKVA мы открыли для себя новые имена и проекты — например, серии перформативных акций владивостокского художника Кирилла Крючкова «Расщепление лишнего с помощью звука» или впечатляющее исследование Юрия Гудкова проект «Mine (Майн)», который рассматривает трансформацию понятий «ценность» и «желание» на стыке российской алмазодобывающей промышленности, визуальных коммуникаций и технологий распределенных вычислений.
Александр Буренков отметил, что важно, чтобы выставка не просто механически переезжала из одного города в другой, а становилась дискуссионной площадкой и местом проведения ревю нереализованных идей художников того или иного региона.
Ревю идей
Еще до начала открытия выставки стартовало ревю идей. Это шесть дискуссионных площадок, на которых художники представили черновики, эскизы чертежи, рисунки своих нереализованных проектов. Кроме уникального шанса показать свои работы, художникам выпала возможность услышать дельные советы и наставления от ведущих экспертов-искусствоведов. Так, в команде кураторов — большие имена мира искусства. Габи Нгкобо — куратор Берлинской биеннале этого года, Амин Гульджи — куратор биеннале в Карачи, Сара Уилсон — историк искусства и профессор лондонского Института искусства Курто, Инке Арнс — директор Ассоциации медиаискусства и центра HMKV в Дортмунде, известная по выставке «Границы» в ММОМА, Надим Самман — куратор Московской биеннале молодого искусства в 2016 году. К экспертам с такими именами выстраивались в очередь не только наши художники, но и те, кто не успел к ним попасть в своем родном городе. Были те, кто приехал сюда специально на ревю из Иркутска и даже Новосибирска.
На площадках были как именитые художники, скульпторы, иллюстраторы Бурятии, например, Жигжит Баясхаланов, Зорикто Доржиев, Зандан Дугаров, Баир Сундупов, Юрий Невский и многие другие, так и пока малоизвестные, например, Юмжана Сюй, граффитчик Валентин Мокрий, сестры Ертахановы и другие. Как бы в дальнейшем ни сложились обстоятельства, все они сегодня – представители современного искусства. А это значит, что эксперты проекта NEMOSKVA в очередной раз убедились, что за МКАДом есть жизнь.