Татьяна Бороноева: «Самое страшное для всех нас – это утрата экспоната»

Сегодня, 28 августа, в Художественном музее им.Ц.Сампилова состоялась пресс-конференция, посвященная программе мастер-класса по реставрации станковой живописи, который проводит Государственный Эрмитаж в рамках совместной программы Государственного Эрмитажа и системы Coca-Cola в России «Сохраним культурное наследие вместе».
1108

Стоит сразу отметить, что необычный на первый взгляд меценат музейных проектов в России Coca-Cola с 1993 г. помогает сохранить культурное наследие страны для будущих поколений, активно поддерживая проекты в области культуры и искусства. В 2003 г. одним из таких проектов стало восстановление Большого парадного двора Зимнего дворца. В 2007 г. стартовал знаковый совместный проект Coca-Cola и Эрмитажа – «Музей XXI века». Coca-Cola выпустила серию коллекционных банок, на которых были изображены фрагменты картин знаменитых художников. Часть средств от продажи напитка была направлена на реконструкцию здания Главного штаба. За 20 лет сотрудничества с Государственным Эрмитажем, Coca-Cola инвестировала более 50 млн руб. в десятки культурно-образовательных и социальных проектов всемирно известного музея. В частности, при активной поддержке Coca-Cola в рамках программы «Сохраним культурное наследие вместе» в Эрмитаже была создана лаборатория научной реставрации темперной живописи и открыта лаборатория реставрации стекла, керамики и фарфора.

- В этом году исполняется 25 лет нашему сотрудничеству с компанией Coca-Cola по поддержке музейных программ, специальных проектов и тд. 25 лет назад мы начали с проекта, связанного с реставрацией. Компания вышла на российский рынок и у Эрмитажа появилось прекрасное оборудование. За все время мы сделали очень много. Постепенно эта деятельность вышла в регионы. И сконцентрировалась в тех местах, где у Эрмитажа планируется создание так называемых эрмитажных выставочных центров. И Республика Бурятия – единственное исключение из этого списка, наверно, благодаря людям, Татьяне Анатольевне (директор Национального музея Республики Бурятия-прим.авт.) и ее коллегам, которые поняли, что здесь это очень и очень нужно, востребовано и полезно. Я благодарен нашим бурятским коллегам потому, что мастер-классы дали мне и моим коллегам возможность получше узнать Республику Бурятия, ее замечательных людей, - Евгений Федоров, координатор проекта «Сохраним культурное наследие вместе»(Государственный Эрмитаж)

Среди участников в Сампиловском музее собрались специалисты со всего региона, включая Бурятию, Читу, Красноярск, Иркутск и Владивосток.

-- Нам интересно все! Такие мероприятия – своеобразный ориентир для нас. Важно понять, глядя на коллег из Эрмитажа, на каком уровне сейчас находимся мы. Мастер-классы, на которых рассказывают о том, какой климат, освещенность должны быть в мастерской, безусловно нужны, - делится впечатлениями Вачеланова Дарья, научный сотрудник фондового отдела Этнографического музея народов Забайкалья.

Поприветствовал коллег и гостей заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков.

- Фонд живописи представлен у нас в Художественном музее 3614 экспонатами. Это громадный фонд. Мы им очень гордимся. Мы безумно благодарны Эрмитажу, который делится своим мастерством. 4-ый год мы встречаем наших коллег, друзей. И 4-ый год эта программа вызывает интерес у музейного сообщества, поскольку сохранение музейного наследия для нас является принципиальным значением.

Программа «Сохраним культурное наследие вместе», стартовавшая в 2010 году, призвана привнести передовой международный опыт и инновационные технологии в реставрационные процессы, проводимые как на территории Государственного Эрмитажа, так и за его пределами. В рамках этой программы в крупнейших музеях мира состоялись стажировки реставраторов Государственного Эрмитажа, которые делятся приобретенными знаниями и навыками с коллегами из других российских музеев. Такими знаниями и навыками по реставрации станковой живописи с бурятскими коллегами с поделятся Виктор Коробов, Сергей Богданов и Марина Гурулева, которые являются ведущими специалистами в этом вопросе.

- В начале лета я приезжал сюда с коллегами обсудить программу мастер-класса. Меня повели по залам, чтобы показать фонды. Рассказывали тогда, что к осени будет оборудование и многое другое. И, честно говоря, я к этому отнесся скептически. И как же я был приятно удивлен, когда вчера мне показали, что изменилось в хранилищах за два с половиной месяца! Я поздравляю Татьяну Анатольевну и ее команду, энтузиастов своего дела, за то, что делают такие прекрасные помещения для сохранения культурного наследия, - говорит Виктор Коробов, художник-реставратор высшей категории, заведующий Лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.

После пресс-конференции для участников провела экскурсию по посещению фондов и осмотру нового Татьяна Алексеева, искусствовед, зав.сектором хранения «Изобразительное искусство».

- Всего в художественном музее имени Сампилова около десяти тысяч фондов. Это коллекции живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. До приобретения оборудования площадь фондохранилищ занимала около 1000 квадратных метров. Сейчас же площадь значительно сократилась – в два раза. В этом году закупили оборудование почти на 16 миллионов рублей. Это выдвижные сетки, многоярусные шкафы-сигма для хранения скульптуры, стеллажи для очень тяжелой скульптуры, выдвижные драйверы, представляющие собой шкафы для хранения листового материала, например, икон, шкафы-гребенке, куда живопись можно ставить рядами и подиумы на колесиках. Оборудование является сконструированным специально для нашего музея, - рассказывает искусствовед.

Стоит отметить, что тема реставрации чрезвычайно важна для музейщиков. Так, на вопрос, что важнее музею: показать миру экспонат, но, тем самым, подвергнуть его внешнему неблагоприятному воздействию при транспортировке и т.д. или сохранить, директор Национального музея Татьяна Бороноева ответила следующее.

- Любому музейщику, наверное, важнее сохранить. Мы в этом плане консерваторы. Но другое дело, что любой музейщик аккуратно относится к вопросу транспортировки экспоната. Если экспонат передвигается, то его обязательно надо отреставрировать. Только тогда душа спокойна, что с ним ничего не случится. Если же экспонат не будет отреставрирован, то нет здесь никаких гарантий. С ним может произойти все, что угодно. А самое страшное для всех нас – это утрата экспоната. Надо понимать, что все экспонаты в единственном экземпляре, а значит, эксклюзивны, уникальны. И мы всегда говорим о том, что мы сохраняем для потомков, для будущих поколений. Время летит незаметно, и через 50 лет приятно, чтобы наше будущее поколение увидело те же работы. Того же Куинджи, Шишкина, Айвазовского в целости и сохранности.

После экскурсии по осмотру нового оборудования, в этот день прошла теоретическая часть мастер-класса. Реставраторы Государственного Эрмитажа прочитали доклады о том, какой климат и освещенность должны быть в мастерской при реставрации станковой живописи, презентовали такую мастерскую, рассказали также о способах упаковки и условиях транспортировки экспоната и многое другое. Завершился день просмотром фильма «Реставрация картины Карла Людовига Христинека «Богородица»».

Отметим, программа мастер-класса завершится ее практической частью 29 августа и 30 августа в Художественном музее им.Ц.Сампилова пройдет круглый стол «Порядок оформления реставрационной документации. Подготовка документов для аттестации реставраторов».

Читайте также