Монголы или эвенки?

Что показал первый песенно-поэтический конкурс хамниган?
Майдар Сосоров, Гунэкин Г. Арсалан
1150

Ни одна народность не вызывает столько споров в Бурятии и Монголии как хамнигане. Кто они? Омонголившиеся тунгусы или отунгусившиеся монголы? Несомненно одно – хамниганы прошли через репрессии и переселение, искажение истории и опасность потери идентичности. Но не смотря на это смогли выжить и возродиться. Поэтому хамниганы, проживающие на территории трех государств, собрались на родине Чингисхана, в Хэнтийском аймаке Монголии.

В начале августа в сомоне Дадал Хэнтийского аймака прошли сразу два значимых международных мероприятия. Это первый песенно-поэтический конкурс хамниганов и научно-практическая конференция, которую организовали Центр хамниганских исследований Монголии и администрация сомона Дадал. И как любой праздник у монгольских народов, такое событие сопровождалось тремя играми мужей - спортивные соревнования по борьбе, конным скачкам и стрельбе из лука.

От России приехала делегация Забайкальского края. Это представители сел Гунэй, Токчин, Узон Агинского Бурятского округа, Курулга Акшинского района и Тарбальджей Кыринского района. Китай представляли хамниганы Хулунбуйрского хошуна Внутренней Монголии. А хозяева праздника представили аймаки Хэнтийский, Дорнодский, Селенгинский и город Улан-Батор.  

На конференции выступили с докладами: председатель Центра хамниганских исследований Монголии Хатакин хамниган Санжаагийн Мөнхжаргал, доктор филологических наук Дашинима Дамдинов из Бурятии, кандидат филологических наук Дина Сундуева из Забайкальского края, доктор филологических наук из Внутренней Монголии КНР Жамсарангийн Сэндэм, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН (г. Новосибирск) Арсалан Гомбожапов, исследователь народных песен и национальной одежды из Шэнэхэна Внутренней Монголии Цэрэндулам, краевед и старейшина села Гунэй Валерий Семёнов, учитель и поэт из села Токчин Любовь Загдаева, глава Совета Центра хамниганских исследований Раднаагийн Бадрал и другие.

На почве древнего диалекта

Конечно, такие ученые не могли не обсуждать вопросы языка, истории, культуры и этнографии. Темы докладов посвятили истории хамниган, их языку, песням, обрядам, обычаям и одежде. Особенно выделялось выступление доктора филологических наук Дашинимы Дамдинова, старейшины и духовного лидера ононских хамниган, участника Великой отечественной войны. В этом году ему исполнилось 94 года!

- Этот язык возник на почве какого-то очень древнего монгольского диалекта. Диалекта, который выявляет древнюю стадию развития монгольского языка – процитировал старейшина академика Б.Я. Владимирцова.

По словам Дамдинова, современные исследователи языка и фольклора народов Сибири считают, что хамниганский язык является одним из монгольских языков.

- Это люди, говорящие на своеобразном архаичном монгольском языке, который никак нельзя считать диалектом халхасского или бурятского – писал Ю.О. Яхунин о хамниганах.

В своё время известный монгольский ученый и писатель Бямбын Ринчен писал, что ононским хамниганам удалось сохранить чистый древний диалект монгольского языка.

История хамниган

Во время конференции презентовали познавательную книгу Хатакин хамнига нСанжаагийн Мөнхжаргала “Хамниган түүх” (“История Хамниган”) богатую историческими фактами. В современной Монголии это первая научно-популярная книга про хамниган.

– Это очень хорошо, когда представители 3 государств – России, Китая и Монголии, – веками живущие рядом, встречаются для обсуждения вопросов, посвященного хамниганам. Нас объединяет многое. Это и история, и культура. Хамнигане – важная часть российской культуры и истории. Наше государство поддерживает стремление своих граждан к сохранению национально-культурной идентичности, - сказал почетный гость хамниганского фестиваля, специалист Управления по внутренней политике Правительства Забайкальского края Николай Беломестнов в приветственной речи от имени Администрации Губернатора Забайкальского края к участникам мероприятия.

Наименее изученные хамниганы

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета филологии и массовых коммуникаций Забайкальского госуниверситета Дина Сундуева выступила с докладом о шилкинских хамниганах Забайкальского края. На ее презентации использовались фотографии С.М. Широкогорова, сделанные этнологом в 1912 году во время экспедиции в места проживания хамниган. В выступлении Сундуевой отмечалось, что группа шилкинских хамниган является наименее изученной.

Ученая раскрыла важные вехи, сыгравшие основную роль в изменении духовной культуры этой группы хамниган, среди которых называется принятие православия. Оно повлекло за собой языковую ассимиляцию, изменение образа жизни. В этом ряду на изменение культурной идентичности повлияла политика укрупнения хозяйств в советское время, перепись населения 1926 г. с двуступенчатой процедурой учета этнической принадлежности.

Вместе с тем, как отмечает Д.Б. Сундуева, сегодня можно констатировать, что шилкинские хамниганы, проживающие в Агинском округе, в силу бурятского окружения сохранили архаическую самоидентификацию, коллективную память о предках, отдельные элементы фольклора. Ученые и исследователи из Внутренней Монголии рассказали о современном состоянии языка хамниган и эвенков в КНР, об одежде и легендах хамниган и о смешанных браках с эвенками и другими монгольскими народностями.

- Мало быть хамниган-монголом только при больших исторических оказиях, им надо быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности - точно отметил один из участников конференции.

Хамниганские корни бурятских песен

В конкурсе песен приняли участие 31 исполнитель. Конкурс прошел в три тура. Всего было исполнено около 40 песен. Среди них прозвучало и много шуточных. Наиболее популярная песня «Онон куцуур» была исполнена в самых разных вариантах.

Надо отметить, гунэйцы очень хорошо выступили на конкурсах песни и выразительного чтения. Баторова Баирма из Гунэя завоевала 3-е место в номинации «Выразительное чтение», а Дансаранова Долгор – 3-е место среди любителей в номинации «Хамниганские песни”.

Знаток традиций и обычаев хамниган, поэтесса Любовь Загдаева и ансамбль песни «Онон» из села Токчин удостоились специального приза. Певец из села Узон Арсалан Энэбишиев также был награжден специальным призом.

– Некоторые бурятские народные песни имеют хамниганские корни. Надо исследовать это и проинформировать народы правильно - подчеркнул член жюри, заслуженный работник культуры Монголии и Бурятии Сэрээтэрийн Гурсоронзон.

Он добавил, что это мероприятие организовано для поиска хамниганских корней во всех направлениях.

Одежда хамниган

Сегодня доподлинно неизвестно, какую одежду носили хамниганы. Но ясно, что хамниганские гутулы (сапоги) сильно отличались от бурятских. Поскольку хамниганы были в основном охотниками. Но так как среди охотников существовали различные группы, хамниганские гутулы были очень своеобразными и имели собственные названия. Как сегодня известно, хамниганы носили два вида сапог: БОЙТОГ и ШАРХИ.

Бойтог были предназначены для повседневной жизни, а шархи – для охоты и дальних походов. Шархи — низкая обувь, распространённая на севере Монголии. Шилась из толстой части шкуры крупнорогатого скота. Например, подошва изготавливалась из кожи шеи, холки или спины лошадей и коров. По виду шархи похожи на русские лапти, которые плелись из древесного лыка. Разница лишь в том, что шархи изготавливали из шкур животных.

- Бойтог шились также как Шархи. Разница между ними лишь в том, что бойтог имеет голенище. Такая обувь очень удобна для верховой езды. Шархи же предназначались для охоты и рыбалки. При этом шархи гораздо древнее. Молодежь должна знать об этом - говорит С. Гурсоронзон.

В целях возрождения и сохранения языка и культуры хамниган участники фестиваля решили проводить такие встречи раз в три года.

Справка: Родовой состав хамниган

В состав хамниган входят: Алтанкан, Багшинар, Баргужин, Баягид, Бодиндор, Бодонгууд, Гавунаг, Горлуд, Гучид, Гунээкин, Дагаанхан, Дагуур, Долаар, Долоод, Дулиасэл, Дулигад, Дэрийцэгэд, Залтууд, Залайр, Замал, Катакин, Кимор, Кондо, Лунэкир, Мэкэрчин, Намиад, Нэфтэн, Онхолиг, Орлууд, Поинкин, Сартул (Бамбадайнсартуул, Бамбачансартул, Бахашилсартуул, Гуринкасартул, Кэпцэнуудсартуул, Махансартул), Сардуул, Цонгол, Сартууд, Солон, Тивэргэ, Тугчин, Увачаан, Улиад, Улианхан, Унзал, Урианхай, Уринга, Узон, Үхэрдэ, Халбид, Халзангуд, Хангид, Хатакин, Хашигин, Хошуур, Хотогойд, Хуланта, Хургад, Хучид, Цахар, Цохор, Цэмцэгэд, Чипчинууд, Шарга-Азарга, Шимшигид, Ширгадул, Шулэнкин.

Основная часть ононских хамниган проживает по левой стороне реки Онон в Агинском, Акшинском, Дульдургинском, Кыринском и Ононском районах Забайкальского края - в Токчине, Гунэе, Узоне, Таптанае, Зуткулее, Чиндалее, Курулге, Тарбальджей.

В Монголии селения хамниган расположены на территории Дадал Хэнтийского аймака, Ерөө Селенгинского аймака, Мандал Төв аймака и Баян-Уула, Дашбалбар Дорнод аймака, в Китае - в северной части Эвенкийского хошуна Автономного района Внутренней Монголии КНР.

Всего в Забайкальском крае, по официальным данным переписи населения, проживает 650 хамниганов. По неофициальной статистике, насчитывается около 5 тысяч хамниганов. Несмотря на то что, многие хамниганы записаны как буряты либо эвенки, сами себя они всегда идентифицируют хамниганами.

Читайте также