Состоялся первый песенно-поэтический конкурс хамниган

Хамниганы возрождаются и стряхивают с себя седую пыль истории.
Майдар Сосоров, Гунэкин Г. Арсалан
1973

Любой этнос может оказаться на грани исчезновения, а потом вновь возродиться. Монголия всегда была духовно богатой страной, на территории которой проживали многие народы и  народности монгольского происхождения.

Самая тяжёлая судьба, пожалуй, выпала на долю хамниган. Они прошли через репрессии и переселение, искажение истории и опасность потери идентичности. Но не смотря на это смогли выжить и возродиться. Идентичность – это надежда нации,  без чего их нет. Поэтому хамниганы, проживающие на территории трех государств собрались на родине Чингисхана, в Хэнтийском аймаке.

С 1 по 3 августа в сомоне Дадал Хэнтийского аймака Монголии состоялись песенно-поэтический конкурс хамниганов и научно-практическая конференция, которую организовали Центр хамниганских исследований Монголии и администрация сомона Дадал. А также спортивные соревнования  по борьбе, конным скачкам и стрельбе из лука.

Мероприятия собрали делегации из Забайкальского края РФ, Хулунбуйрского хошуна Внутренней Монголии КНР. Монголию представили аймаки Хэнтийский, Дорнодский, Селенгинский и город Улан-Батор.   

В делегацию Забайкальского края вошли представители сел Гунэй, Токчин, Узон Агинского Бурятского округа, Курулга Акшинского района и Тарбальджей Кыринского района. Прошедшие мероприятия стали первым международным фестивалем хамниганов такого размаха.

На конференции выступили с докладами председатель Центра хамниганских исследований Монголии Хатакин хамниган Санжаагийн Мөнхжаргал; доктор филологических наук Дашинима Дамдинов из Бурятии, кандидат филологических наук Дина Сундуева из Забайкальского края, доктор филологических наук из Внутренней Монголии КНР Жамсарангийн Сэндэм, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН (г. Новосибирск) Арсалан Гомбожапов, исследователь народных песен и национальной одежды из Шэнэхэн Автономного района Внутренней Монголии Цэрэндулам, краевед и старейшина села Гунэй Валерий Семёнов, учитель и поэт из села Токчин Любовь Загдаева, глава Совета Центра хамниганских исследований Раднаагийн Бадрал, глава сельского поселения «Курулга» Акшинского района Манидари Сариева и другие.

Темы докладов

На конференции обсуждались вопросы языка, истории, культуры и этнографии. Темы докладов были посвящены истории хамниганов, их языку, песням, обрядам, обычаям и одежде. Особенно хочется отметить выступление доктора филологических наук Дашинимы Дамдинова, старейшины и духовного лидера ононских хамниган, участника  Великой отечественной войны. В этом году ему исполнилось 94 года! Он процитировал академика Б.Я. Владимирцова: "Этот язык возник на почве какого-то очень древнего монгольского диалекта, который выявляет древнюю стадию развития монгольского языка".

По его словам, современные исследователи языка и фольклора народов Сибири считают, что хамниганский язык является одним из монгольских языков.  

Ю.О. Яхунин писал о хамниганах: “Это люди, говорящие на своеобразном архаичном монгольском языке, который никак нельзя считать диалектом халхасского или бурятского». Поэтому хамниганский - это язык одного из древних монгольских народов, предложил Дашинима Дамдинов.

В своё время известный монгольский ученый и писатель Бямбын Ренчин писал, что ононским хамниганам удалось сохранить чистый древний диалект монгольского языка.

Во время конференции состоялась презентация книги Хатакин хамниган Санжаагийн Мөнхжаргала “Хамниган түүх” (“История Хамниганов”). Эта книга очень познавательна и богата историческими фактами. В современной Монголии это первая научно-популярная книга про хамниганов.

Почетный гость хамниганского фестиваля, специалист Управления по внутренней политике Правительства Забайкальского края Николай Беломестнов обратился с приветственной речью от имени Администрации Губернатора Забайкальского края к участникам мероприятия.

– Это очень хорошо, когда представители 3 государств – России, Китая и Монголии, – веками живущие рядом, встречаются для обсуждения вопросов, посвященного хамниганам. Нас объединяет многое. Это и история, и культура. Хамнигане – важная часть российской культуры и истории. Наше государство поддерживает стремление своих граждан к сохранению национально-культурной идентичности, - сказал представитель власти Забайкалья  в своём выступлении.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета филологии и массовых коммуникаций Забайкальского государственного университета Дина Сундуева выступила с докладом о шилкинских хамниганах Забайкальского края.  Ею была представлена презентация, в рамках которой использовались фотографии С.М. Широкогорова, сделанные этнологом в 1912 году во время  экспедиции в места проживания хамниган.  В выступлении Д.Б. Сундуевой отмечалось, что группа шилкинских хамниган является наименее изученной.

Ею были раскрыты важные вехи, сыгравшие основную роль в изменении духовной культуры этой группы хамниган, среди которых называется принятие православия, которое повлекло за собой языковую ассимиляцию, изменение образа жизни. В этом ряду на изменение культурной идентичности повлияла политика укрупнения хозяйств в советское время, перепись населения 1926 г. с двуступенчатой процедурой учета этнической принадлежности. 

Вместе с тем, как отмечает Д.Б. Сундуева, сегодня можно констатировать, что шилкинские хамниганы, проживающие в Агинском округе, в силу бурятского окружения сохранили архаическую самоидентификацию, коллективную память о предках, отдельные элементы фольклора. Ученый из Забайкальского края подчеркивает необходимость дальнейшего исследования актуального состояния этнической культуры отдельных групп хамниган,  специфики современных идентификационных процессов, происходящих в культурном пространстве трансграничья.

Ученые и исследователи из Внутренней Монголии  рассказали о современном состоянии языка хамниган и эвенков в КНР, об одежде и легендах хамниган и о смешанных браках с эвенками и другими монгольскими народностями.

Как точно отметил один из участников конференции, “мало быть хамниган-монголом только при больших исторических оказиях, им надо быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности”... Поэтому можно сказать, что хамниганы возрождаются и стряхивают с себя седую пыль истории. Любить и уважать свои корни – важно для рода хамниган.

Было много интересных выступлений с монгольской стороны.

Хамниганские песни

В конкурсе песен приняли участие 31 исполнитель. Конкурс прошел в три тура. Всего было исполнено около 40 песен. Прозвучало и много шуточных песен. Наиболее популярная песня «Онон куцуур» была исполнена в самых разных вариантах.

Надо отметить, гунэйцы очень хорошо выступили на конкурсах  песни и выразительного чтения. Баторова Баирма из Гунэя завоевала 3-е место в номинации «Выразительное чтение», а Дансаранова Долгор – 3-е место среди любителей в номинации «Хамниганские песни”.

Знаток традиций и обычаев хамниган, поэтесса Любовь Загдаева и ансамбль песни «Онон» из села Токчин удостоились специального приза. Певец из села Узон Арсалан Энэбишиев также был награжден специальным призом. 

Представляем вашему вниманию мнение очень уважаемого человека, входившего в состав жюри конкурса и участника фестиваля хамниганов,  Заслуженного работника культуры Монголии и Бурятии  Сэрээтэрийна Гурсоронзона.

Он говорит, что это мероприятие организовано для поиска хамниганских корней во всех направлениях.

– Некоторые бурятские народные песни имеют хамниганские корни. Надо исследовать это и проинформировать народы правильно”, - подчеркнул С.Гурсоронзон. Он отметил большой интерес участников и гостей конкурса к хамниганской песне.

Сегодня доподлинно неизвестно, какую одежду носили хамниганы. Но ясно, что хамниганские гутулы (сапоги) сильно отличались от бурятских, поскольку хамниганы были в основном охотниками. Но так как среди охотников существовали различные группы, хамниганские гутулы были очень своеобразными и имели собственные названия. Как сегодня известно, хамниганы носили два вида сапог: БОЙТОГ и ШАРХИ.

Бойтог были предназначены для повседневной жизни, а Шархи – для охоты и дальних походов. Шархи — низкая обувь, распространённая на севере Монголии, шились они из толстой части шкуры крупнороготого скота. Например, подошва изготавливалась из кожи шеи, холки или спины лошадей и коров. По виду шархи похожи на русские лапти, которые плелись из древесного лыка. Разница лишь в том, что шархи изготавливали из шкур животных.

Бойтог шились также как Шархи, разница между ними лишь в том, что бойтог имеет голенище. Такая обувь очень удобна для верховой езды. Шархи же предназначались для охоты и рыбалки. При этом шархи гораздо древнее. Молодежь должна знать об этом, говорит С. Гурсоронзон.

Родовой состав хамниган

Отметим, что в состав хамниган входят: Алтанкан, Багшинар, Баргужин, Баягид, Бодиндор, Бодонгууд, Гавунаг, Горлуд, Гучид, Гунээкин, Дагаанхан, Дагуур, Долаар, Долоод, Дулиасэл, Дулигад, Дэрийцэгэд, Залтууд, Залайр, Замал, Катакин, Кимор, Кондо, Лунэкир, Мэкэрчин, Намиад, Нэфтэн, Онхолиг, Орлууд, Поинкин, Сартул (Бамбадайн сартуул, Бамбачан сартул, Бахашил сартуул, Гуринка сартул, Кэпцэнууд сартуул, Махан сартул), Сардуул, Цонгол, Сартууд, Солон, Тивэргэ, Тугчин, Увачаан, Улиад, Улианхан, Унзал, Урианхай, Уринга, Узон, Үхэрдэ, Халбид, Халзангуд, Хангид, Хатакин, Хашигин, Хошуур, Хотогойд, Хуланта, Хургад, Хучид, Цахар, Цохор, Цэмцэгэд, Чипчинууд, Шарга-Азарга, Шимшигид, Ширгадул, Шулэнкин.

Основная часть ононских хамниган проживает по левой стороне реки Онон в Агинском, Акшинском,  Дульдургинском,  Кыринском и Ононском районах Забайкальского края - в Токчине, Гунэе, Узоне, Зуткулее, Курулге, Тарбальджей. В Монголии селения хамниган расположены на территории Дадала Хэнтэйского аймака, Юро Селенгинского аймака, Мандал Центрального аймака, Баян-Уула и Дашбалбар Дорнодского аймака, в Китае - в северной части Эвенкийского хошуна Автономного района Внутренней Монголии КНР.

Всего в Забайкальском крае, по официальным данным переписи населения, проживает 650 хамниганов. По неофициальной статистике, насчитывается около 5 тысяч хамниганов. Несмотря на то что, многие хамниганы записаны как буряты либо эвенки, сами себя они всегда дентифицируют  хамниганами.

В целях возрождения и сохранения языка и культуры хамниган участники фестиваля решили проводить такие встречи раз в три года.

Читайте также