В Национальной библиотеке откроется книжная выставка «Лавка чудес под названием «жизнь»»

Книжная выставка, посвящённая творчеству бразильского писателя, журналиста, общественного и политического деятеля Жоржи Амаду (1912-2001) пройдет с 1 по 20 августа на Абонементе художественной литературы отдела обслуживания Национальной библиотеки РБ.
Отдел культурно-просветительских проектов и связей с общественностью НБ РБ
2265


Свобода — как солнце.

Могущественней и лучше ее ничего нет на свете.

Жоржи Амаду, «Капитаны песка»

Жоржи Амаду — бразильский писатель, журналист, общественный и политический деятель. В 1961 году был избран членом Бразильской академии литературы, заняв академическое кресло № 23. Обрёл славу одного из наиболее известных бразильских профессиональных писателей, живя исключительно на доходы от издания своих произведений. По количеству тиражей уступает только Паулу Коэлью. Его романы переведены почти на 50 языков мира, неоднократно экранизировались, легли в основу театральных и радиоспектаклей, песен и даже комиксов.

Полное имя писателя — Жо́ржи Ле́ал Ама́ду ди Фари́я, родился 10 августа 1912 года. Его отец был мелким плантатором. Читать и писать будущий писатель научился благодаря усилиям своей матери. А уже настоящее образование он начал получать в 11 лет, когда его отправили в учебное заведение, находившееся в Салвадоре. Писать начал в 14 лет для газеты Diário da Bahia, куда устроился репортёром в отдел криминальной хроники, но в скором времени стал публиковаться в газетеO imparcial. Позже Жоржи Амаду стал учиться в университете Рио-де-Жанейро. Именно там он впервые столкнулся с коммунистическим движением и стал активистом коммунистической партии Бразилии. В дальнейшем это оказало сильное влияние на его творчество. 

В 1928 году стал одним из основателей литературного объединения писателей и поэтов штата Баия «Академия бунтарей». Члены группы основали два журнала: «Меридиан» и «Момент», занимались, по словам Амаду, проблемами «современного искусства без модернизма». Согласно признанию Амаду, роман «Страна карнавала» создавался под влиянием деятельности этого литературного объединения.

Литературный дебют состоялся в 1930 году выходом новеллы «Ленита», созданной в соавторстве с Диасом да Костой и Эдисоном Карнейру. В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним, в частности, относятся «Страна карнавала», «Какао», «Пот». Первый роман «Страна карнавала» был опубликован в 1931 году в издательском доме Аугусту Фредерику Шмидта. В 1932 году по совету друзей отказался печатать роман «Руи Барбоза» из-за большого сходства с первым романом. Писатель обрёл известность публикацией романов «Какао» и «Пот». Описания края какао с его распрями, жестокостью, героизмом и личностной драмой превалировали в начальном периоде творчества. После посещения недавно возникшей и разрастающейся около Итабуны деревни Пиранжи, решил описать трудовые будни простых работников этого региона. С романа «Какао» начинается цикл романов о жизни на плантациях какао. Увлечение писателя коммунистическими идеями нашло место в романах «Пот», в котором писатель описывает бедность горожан Салвадора, жизнь рабочих и люмпен-пролетариев. Переводы на русском языке романов «Какао» и «Пот» готовились к публикации в Москве в 1935 году, но Амаду не дал согласия: «Но книга, подобная „Какао“, не может заинтересовать народ, у которого есть такой роман, как «Цемент». Первое знакомство читателей с творчеством бразильского писателя началось в 1948 году с романа  «Город Ильеус», выпущенного тогда в русском переводе под заглавием «Земля золотых плодов».

В цикле из 3 романов о Баие: «Жубиаба», «Мёртвое море», «Капитаны песка» кроме коммунистических идей автор проявляет интерес к описаниям жизни чернокожего населения, тяжёлого наследия рабства и афро-бразильских традиций. Писатель формирует представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой и традициями. В Баие до сих пор чтят культ древних африканских божеств — Огуна, Шанго, Эшу, Йеманжи. Роман «Жубиаба», где впервые в бразильской литературе главным героем выступает негр — Антониу был удостоен положительного отзыва  Альбера Камю: «восхитительный и удивительный». Произведения цикла о Баие, согласно И. А. Тертерян, «знаменуют созревание реалистического метода в творчестве Амаду». В 1959 году роман «Мёртвое море» был удостоен премии Граса Аранья  Бразильской академии литературы.

В 1942 году на испанском языке была издана биография находившегося в тюрьме Луиса Карлоса Престеса — «Рыцарь надежды» (1-е издание в Бразилии в 1945 году). После Второй мировой войны были изданы романы «Красные всходы» и «Подполье свободы». С конца 1950-х годов вводил в произведения фантастические элементы, юмор, сенсуализм и стал одним из представителей магического реализма. Все эти элементы остались в творчестве Амаду, несмотря на то, что в произведениях позднего периода его интерес снова сместился к политическим темам.

В то же время Амаду продолжал испытывать интерес к афро-бразильским ритуалам кандомбле, результатом чего стала новелла «Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода» (точнее «Смерть и смерть Кинкаса Крик из Воды»), которую многие бразильские критики считают шедевром Жоржи Амаду. В 1959 году роман «Габриэла, гвоздика и корица» был удостоен премии Жабути .

За свою политическую деятельность он несколько раз высылался из страны. В 1945 году в Бразилии была узаконена коммунистическая партия. Благодаря этому Амаду официально стал депутатом Национального конгресса. Это помогло ему законно выдвигать свои законы и предложения. Один из законопроектов, предложенный им — закон о свободе вероисповедания. К сожалению, всего через два года партия была опять запрещена, и Амаду в очередной раз был выслан из страны. Несколько лет Жоржи Амаду провел, посещая различные страны, такие как СССР, Франция, Чехословакия и другие. Обратно в Бразилию он вернулся в 1952 году, и с того момента стал все основное время посвящать своей литературной деятельности. Литературная биография Жоржи Амаду интересна тем, что его романы всегда пленяли читателей своими яркими красками и любовью к жизни. В более зрелом возрасте Амаду перестал в своих книгах навязывать какие-то идеологические мысли, а больше сосредоточился на художественном слоге. Он написал такие романы, как «Бескрайние земли» (1942 год), «Габриэла, корица и гвоздика» (1958 год), «Пастыри ночи» (1964 год), «Дона Флор и два ее мужа» (1966 год) и многие другие.

С 1960-х годов начинается новый период творчества автора, когда главными героинями становятся женщины. К романам этого периода относятся «Донна Флор и её два мужа», «Лавка чудес» и «Тереза Батиста, уставшая воевать». Женщины этих романов представлены образами сильных чувственных личностей, способных на отважные судьбоносные поступки.

В конце 1990-х годов Амаду работал над завершением мемуаров «Каботажное плаванье», издание которых было намечено на его 80-летний юбилей. Тогда же создавался роман «Красный Борис», который не был закончен. В 1992 году итальянская компания предложила Амаду написать произведение к 500-летию открытия Америки, в результате чего возник роман «Открытие Америки турками». В этот период дочь писателя Палома и её муж Педру Коста помогали корректировать и печатать на машинке произведения Жоржи Амаду, уже испытывавшего трудности со зрением.

Романы Амаду неоднократно ставились на театральной сцене и экранизировались. Один из наиболее известных фильмов в России — «Генералы песчаных карьеров», снятый по роману «Капитаны песка». В 2011 году внучка писателя Сесилия Амаду создала свою киноверсию Capitães da Areia, повторяющую название романа и ставшую её первой самостоятельной работой в кинематографе. Фильм Сесилии стал первой экранизацией этого произведения в Бразилии, хотя творчество Амаду служило литературной основой для киноработ и телефильмов уже не один десяток раз.

Жоржи Амаду написал около 30 романов, которые были переведены на полсотни языков и изданы суммарным тиражом более 20 миллионов экземпляров». На сайте Бразильской академии литературы указано, что произведения писателя переведены на 48 языков.

Творчество Жоржи Амаду получило высокую оценку, как в Бразилии, так и за её пределами. Писатель был удостоен 13 бразильскими и различными международными литературными премиями, почётными званиями и орденами. Амаду стал почётным доктором различных университетов в Бразилии, Португалии, Италии, Израиле и Франции, обладатель множества других званий практически в каждой стране Южной Америки, в том числе звания  Оба́ де Шанго́ религии кандобле. 

Награды Жоржи Амаду :

·         Член ВСМ

·       Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951)

·         Премия Жабути (1959,1970)

·         Член Бразильской академии литературы (1961)

·         Орден Почетного легиона (1984)

·         Премия Камоэноса (1994)

Стоит отметить интересный факт, что Жорже Амаду, уроженец Бразилии, получил Ленинскую премию и премию французского ордена Почетного легиона. Скончался писатель в возрасте 88 лет, 6 августа 2001 года.

На выставке представлены произведения писателя, такие как:

«Пастыри ночи», «Генералы песчаных карьеров». « Тиета из Агресте, или Возвращение блудной дочери», «Габриэла, корица и гвоздика», «Каботажное плаванье», «Дона Флор и два ее мужа», «Тереза Батиста, уставшая воевать», «Жубиаба», «Собрание сочинений: в 3т.», «Пальмовая ветвь, погоны и пеньюар», «Старые моряки», «Город Ильеус», «Большая засада», «Капитаны песка», «История любви полосатого кота и сеньориты ласточки».

Сотрудники Национальной библиотеки приглашают  посетить Абонемент художественной литературы отдела обслуживания НБРБ.


 

Читайте также