Надо жить!

В Русской драме состоялась премьера спектакля режиссера Анатолия Баскакова «Три сестры» по пьесе Антона Чехова. Зритель Молодежного художественного театра, где раньше Баскаков был художественным руководителем, может быть уверен, что Анатолий Борисович не изменил себе - он снова поставил очень личный спектакль, способный довести до слез и вызвать чувство наполненности и просветленности.
3682
Кстати, сам Чехов говорил, что «писал свои пьесы не для того, чтобы на них плакали, а чтобы понимали как плохо и скучно мы все живем!» Но ведь именно от этой мысли и хочется рыдать! «От чего мы становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы,  равнодушны, бесполезны и несчастны?...». Чехов думал, что как только мы ответим себе на эти вопросы мы непременно создадим себе другую, лучшую жизнь. Он утверждал, что человек должен быть «грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе». Но наш удел лишь тоска по ней. Мы заключены в крепкую социальную «клетку», и вынуждены жить по заданным правилам: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… Только едят, пьют, спят, потом умирают... родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством...»  Баскаков не открыл нам Америку, он рассказал историю, которая крутится по ночам в голове у многих из нас – о том, как нас поглощает время с нашими мечтами, о том, как переплавляет жизнь, как сужается мир вокруг нас, разрушая иллюзии… Баскаков не совершает открытия, но дает возможность подумать о чем-то сокровенном. Он погружает зрителя в состояние щемящей меланхолии, что для завсегдатаев Русской драмы возможно непривычно. Возможно, кто-то сбежит, потому что депрессия позволяет увидеть мир в истинном свете. Но те, кто останется до конца спектакля, поймут, что меланхолия может быть очень соблазнительной, это такое чувство сладостной боли, подобное любви. А в боли есть что-то настоящее, несомненное.  Как и любовь, меланхолия может тебя переполнять. В нее хочется погрузиться. Настоящая любовь вообще неотделима от меланхолии, это всегда что-то обреченное. Так, кстати, говорил о меланхолии Ларс фон Триер, размышляя о своем последнем одноименном фильме, атмосфера, которого проявилось в «Трех сестрах» Баскакова. И если Триер считает, что депрессия спасет человечество, то по Баскакову депрессия спасет в нас ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ!  Кроме того «Три сестры» Баскакова – очень красивый и, я бы сказала, величественный спектакль. Не только за счет шестых чувств, но и за счет изящных декораций, грамотного света, звука и пластического решения. Это после Юмова первый в Русской драме спектакль, сделанный со вкусом! Баскаков не бунтарь, но своим спектаклем он восстал против существовавшей до него эстетики в Русской драме, предлагая свои законы искусства. Судя по премьере, пока не все в театре готовы их принять и понять. Но как сказал Чехов, «человек должен быть грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе». «Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить... надо работать, только работать!...”.

Читайте также