Надо жить!
3682
Кстати, сам Чехов говорил, что «писал свои пьесы не для того, чтобы на них плакали, а чтобы понимали как плохо и скучно мы все живем!» Но ведь именно от этой мысли и хочется рыдать! «От чего мы становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы,
равнодушны, бесполезны и несчастны?...». Чехов думал, что как только мы ответим себе на эти вопросы мы непременно создадим себе другую, лучшую жизнь. Он утверждал, что человек должен быть «грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе». Но наш удел лишь тоска по ней. Мы заключены в крепкую социальную «клетку», и вынуждены жить по заданным правилам: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… Только едят, пьют, спят, потом умирают... родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством...»
Баскаков не открыл нам Америку, он рассказал историю, которая крутится по ночам в голове у многих из нас – о том, как нас поглощает время с нашими мечтами, о том, как переплавляет жизнь, как сужается мир вокруг нас, разрушая иллюзии… Баскаков не совершает открытия, но дает возможность подумать о чем-то сокровенном. Он погружает зрителя в состояние щемящей меланхолии, что для завсегдатаев Русской драмы возможно непривычно. Возможно, кто-то сбежит, потому что депрессия позволяет увидеть мир в истинном свете. Но те, кто останется до конца спектакля, поймут, что меланхолия может быть очень соблазнительной, это такое чувство сладостной боли, подобное любви. А в боли есть что-то настоящее, несомненное.
Как и любовь, меланхолия может тебя переполнять. В нее хочется погрузиться. Настоящая любовь вообще неотделима от меланхолии, это всегда что-то обреченное. Так, кстати, говорил о меланхолии Ларс фон Триер, размышляя о своем последнем одноименном фильме, атмосфера, которого проявилось в «Трех сестрах» Баскакова. И если Триер считает, что депрессия спасет человечество, то по Баскакову депрессия спасет в нас ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ!
Кроме того «Три сестры» Баскакова – очень красивый и, я бы сказала, величественный спектакль. Не только за счет шестых чувств, но и за счет изящных декораций, грамотного света, звука и пластического решения. Это после Юмова первый в Русской драме спектакль, сделанный со вкусом! Баскаков не бунтарь, но своим спектаклем он восстал против существовавшей до него эстетики в Русской драме, предлагая свои законы искусства. Судя по премьере, пока не все в театре готовы их принять и понять. Но как сказал Чехов, «человек должен быть грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе». «Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить... надо работать, только работать!...”.