Феномен по имени Намгар

Гостьей последней программы «Амаралтын үдэшэ» (совместного проекта театра песни и танца «Байкал» и Бурятской телерадиокомпании) была прославленная наша певица Намгар Лхасаранова.
Мункэжаб Очиров
4500

Гостьей последней программы «Амаралтын үдэшэ» (совместного проекта театра песни и танца «Байкал» и Бурятской телерадиокомпании) была прославленная наша певица Намгар Лхасаранова.  
Намгар (таково ее сценическое имя, существует также группа с таким названием) начинала как эстрадная исполнительница и достигла больших высот в этом жанре. У нее была неповторимая манера, песни из ее репертуара до сих пор мало кто  осмеливается исполнять. Песни «Улаалзай», «Хабар», авторами которых являются ее земляки из Кункура композитор Владимир Цыдыпов, поэтесса Шуяханда Базарсадаева - это шедевры бурятской эстрады. Песни эти, записанные лет двадцать с лишним назад, настолько впечатлили  организаторов, что это оказало решающее влияние на композицию нынешнего вечера. Желание ведущих  непременно перенестись назад в девяностые годы иногда вызывало досаду. Она призналась на концерте, что 18 лет не поет эстрадные песни. Несмотря на это, ведущие настойчиво заставляли Намгар петь старые шлягеры под фанеру. Программу подогнали под некий телевизионный формат, который по сценарию был соотнесен с репертуаром и ретроспекциями двадцатилетней давности, когда Намгар работала в ансамбле «Селенга». 
Однако предложенный формат, как тесная одежда, мешает певице такого класса, лишает слушателей полноты представления о самой интересной стороне творчества Намгар, тем самым заметно гасит творческую энергию концерта. В проигрыше оказались слушатели, надеявшиеся услышать большую порцию уникальной этники с живым музыкальным сопровождением. 
Возможность вживую услышать неповторимое пение Намгар имеют любители этнической музыки на концертах и фестивалях  в Европе и Америке, зарубежные и российские ее почитатели, но этого лишены меломаны Улан-Удэ. Для этой миниатюрной женщины с редкостным по силе и красоте вокалом нет ничего невозможного в области музыки, у нее  перманентная склонность к импровизации, ей подвластны все стили и формы пения – от рока до «уртын дуу». Она рассказывала во время концерта, что «правильную певицу испортили музыкальными экспериментами муж Евгений с товарищами». Эта ее «неправильность», «всемирная» этномузыкальная отзывчивость, постоянный интерес к бурятской, монгольской народной песне вкупе с огромным ее талантом в итоге порождают феномен неподражаемого искусства с именем «Намгар».     
Намгар редко поет в Улан-Удэ и, учитывая неудовлетворенный интерес любителей музыки и огромный ее репертуар в «world или ethnic music», напрашивался полноценный без «подпевок и подтанцовок» концерт певицы в нескольких отделениях. Организаторы могли бы позаботиться и о продаже дисков с ее исполнением. Однако хватит упрекать устроителей вечера, надо выразить им большую благодарность за предоставленную возможность, хоть и дозированно, услышать замечательную исполнительницу. 

 

Читайте также