"Все по полочкам. Всем по заслугам".

По окончании года принято обозревать произошедшие события и «расставлять их по полочкам».  В сфере культуры и искусства 2011 год выдался насыщенным – только успевай, освобождай эти самые «полочки». Хватило всяких событий: и действительно культурного значения; и не имеющих никакого художественного масштаба; и протокольных; и откровенно медийных, окрашенных в откровенно желтый цвет.
Туяна Николаева, "Молодежь Бурятии"
11572
Протокольное Событие Года - это, конечно, празднование в честь 350-летия совместного танца России и Бурятии, если верить опять-таки официальной эмблеме праздника. Практически все хорошее, что делалось в социальной, а значит и в культурной жизни республики, посвящалось этой дате. От этого праздника каждый получил что-то свое: например, жителям прилегающей к стадиону на набережной улицы достались новенькие, красивые заборы, достаточно высокие для того, чтобы прикрыть от нескромных взоров убогие дворы их убогих бараков. Где-то открыли новый детский сад, школу, поликлинику, стадион опять же, где-то отремонтировали дома, подлатали дороги и выстелили плиткой тротуары. То есть всему тому, что должно быть у современного человека, живущего в современном цивилизованном обществе а-приори, 350-летие придало какой-то сакральный смысл, которым наделяют, как правило, совершенно особые дары. А мы и рады. А что же, плакать что ли?
В конце концов, народ в целом получил несколько дней гуляний, очередной фонтан, череду фейерверков, Путина на стадионе, море пива и прочие радости жизни.

Если же брать непосредственно нашу культуру и искусство, то здесь каждый по мере предпочтений вправе назвать что-то свое «Событием Года». Например, в одной нашей газете концертом года назван концерт Чингиса Раднаева. Один из самых весомых аргументов - это живой звук. То есть опять действительность ставит нас в такие условия, когда первейшее профессиональное свойство нами расценивается как нечто иррациональное.
Впрочем, возможно, все дело в том, что жаждущие живого звука жаждут его не в той художественной реальности. Если рейтинговать всех исполнителей, побывавших в Улан-Удэ с концертами, по живости звуковоспроизведения, то, безусловно, «Концерт Года»  будет за Денисом Мацуевым, выступление которого состоялось в марте ушедшего года.

Вообще, Главным Событием в культуре Бурятии в ушедшем 2011 году стали классическая музыка и музыканты, ее исполняющие!

За первую половину 2011 года мы услышали такое количество шедевров мирового классического наследия, какого не слышали за лет, наверное, тридцать, вместе взятых. Многое не звучало у нас никогда: музыка Брукнера, Вагнера, Малера, Райха, те произведения Шостаковича, которые исполнял оркестр оперного театра под руководством Антона Лубченко. Мало того, благодаря фестивалю «Времена года», затеянному опять же Лубченко, Рождественскому фестивалю бурятской филармонии с феерическим выступлением иркутского губернаторского оркестра, проекту Даримы Линховоин «Гранд классик», мы услышали всю эту музыку в достойном исполнении! Напомню также, что после Мацуева, в апреле мы слушали итальянского виолончелиста Умберто Клеричи, ставшего летом призером конкурса имени Чайковского, а в мае внимали на нашем Байкальском конкурсе вокалистов, молодым певцам, которые также стали участниками и лауреатами конкурса Чайковского.
 
Продолжая музыкальную тему, нельзя умолчать о фестивале «Голос кочевников», который прошел минувшим летом в третий раз. Про него можно сказать одно – жаль, что этому фестивалю приходится иметь дело с нашими СМИ, которые точно соответствуют высказыванию Пушкина о том, что мы ленивы  и не любопытны. Нынешний «Голос кочевников» был самым насыщенным, самым разнообразным, самым экзотичным по составу участников. И только одна артистка, Саинхо, вызвала отдельный пристальный интерес у наших журналистов.. Ни отвязные бельгийцы, ни не менее отвязные японцы, ни загадочная американка, ни знаменитые тувинцы – не удостоились ни репортажа, ни интервью, ни рассказа, ни, тем более, какого-то анализа. Понятно, что писать про попсу, тем более местную попсу, это проще, легче, удобнее. Даже когда писать о них, ну, совершенно нечего. В конце концов, можно ведь просто, как говорится, по-соседски поболтать, например, о шмотках. Или о машинах. А с музыкантами, проехавшими полмира, чтобы попасть в Улан-Удэ, и забросивших Лондон ради посещения Бурятии, конечно же, поговорить не о чем… Удивляют и профессионалы, то есть музыковеды – ни одного профессионального мнения, разбора, анализа услышанного улан-удэнцы так и не услышали, не прочли. Ну, кроме того, что ужасно, конечно, пить пиво на священной сцене оперного театра. Это верно. Но это ничего не говорит нам о музыкальных качествах исполнителей.

Однако, и относительно совершенно академичного по поведению артистов Байкальского конкурс вокалистов музыковеды отмолчались. Пресса в целом дала какие-то анонсы, сюжеты, заметки и довольно. Сам же конкурс с его страстями, борьбой, закулисьем – остался без внимания. И самое главное, совершенно прозевали наши СМИ даму, которую можно назвать «Персоной Года» - Тамару Дмитриевну Новиченко. Профессор питерской консерватории, председатель жюри байкальского конкурса вокалистов. Думаю, прилети Новиченко в Милан или в Вену, одно то, что как педагог она сотворила диву дивную - Анну Нетребко, собрало бы вокруг нее рой журналистов. А Тамара Дмитриевна, кроме того, человек безумно интересный, там за плечами – биография, жизнь, дело. Там такая человеческая и женская харизма, которой в Улан-Удэ в артистическом мире нет ни у кого! Это вам не Антон Лубченко! В своем деле, в вокальной педагогике Новиченко – абсолютная звезда, педагог, владеющая уникальной методикой. Дарима Лхасарановна Линховоин свидетельствует, что в Питере Новиченко почитают просто как богиню. У нас к ней должна была бы стоять очередь не только из журналистов,  но и из певцов, и из педагогов. Вот просто по пятам должны были ходить, не то, что слово ловить – движение брови, перемену в лице. Не стояли, не ходили, не ловили… У нас, видимо, как у настоящих советских – собственная гордость. На самом деле, конечно, элементарное неумение оценить какой-то случай как настоящее событие.

Пожалуй, единственное мероприятие министерства культуры, которое всегда получает в прессе адекватную и качественную оценку профессионалов, это фестиваль «Звуки Евразии». Благодаря, конечно, стараниям его главного организатора, профессора ВСГАКИ Виктора Китова.
К сожалению, не оценили у нас значение фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ» - единственного в России фестиваля национальных театров. Одно то, что на пресс-конференцию с участниками фестиваля пришли только два(!!!), два журналиста, очень ярко характеризует наши СМИ. Между тем, по своей единственности, по реальности, по серьезности задач, которые действительность неминуемо поставит перед фестивалем, «Алтан сэргэ» совершенно точно можно определить как «Фестиваль Года».

Опять же как неадекватную оценку получил, а точнее было бы сказать, вообще никакой оценки не получил спектакль «Зархай,сын Тархая», поставленный по сказке Шираба Нимбуева в «Ульгэре». Во-первых, это целая акция – одновременный выход книги и спектакля по ней. Во-вторых, эта книга уникальна – над ней основательно потрудились и с литературной, и с научной, и с художественной сторон, и вкупе со спектаклем, мы получили пример завершенного художественного продукта, достойного и культурного. Можно сказать, что выход «Зархая-Тархая» - явление в бурятской культуре. И спектакль заслуживает, конечно, отдельного пристального внимания. Которого он, увы, не получил.

«Гастроли Года» - это, конечно, выступление балетной труппы оперного в Большом театре. И опять пресса среагировала на это событие так, словно плевое, извините, это для нас дело – выходить на главную сцену страны. Хорошо, хоть московская пресса отписалась о нашем спектакле, и таким образом, улан-удэнцы получили хоть какое-то представление о произошедшем.

Вот, что касается, так называемых скандалов, вот тут наши СМИ расторопны и компетентны! Даже если скандала нет, а есть столкновение интересов, то в прессе это столкновение непременно оформят как скандал. «Скандалом Года», безусловно, считается Антон Лубченко. Жаль. Жаль, что известная аксиома о том, что в людском мнении череда недостойных поступков перевесит такую же череду достойных, в случае с Лубченко так и осталась неоспоримой истиной…

«Отставкой года», конечно же, стало увольнение с поста директора оперного театра Людмилы Намсараевой. Как и любому событию в культуре нехудожественного, а скандального плана, этому факту пресса уделила достаточно много внимания и места.

Пожалуй, единственное из художественных явлений ушедшего года, адекватно оцененное и освещенное СМИ, стало назначение Анатолия Баскакова худруком Русского драматического – по праву это «Назначение года». И хотя в самом театре есть люди, или силы, которые считают, что Баскаков как сидел в подвале, так бы пусть там и сидел, даже нашей не очень любопытной к искусству прессе понятно, что когда мы говорим о Баскакове и его работе, мы как-то незаметно для себя все же начинаем говорить о творчестве, художественности и духовности. То есть об искусстве и культуре.

Вывод закономерный. Оказывается, если сосредотачиваться собственно на искусстве и культуре, а не на анонимных жалобах и подписанных псевдонимами статейках и фельетонах, и не гоняться с вокзальными скандалами, то получится, что по количеству событий и по их художественной качественности более насыщенного, чем прошедший год в сфере культуры и искусств у нас не было. В этом веке точно.
А вообще, конечно, каждый в нашем культурном контексте находит то, что находит, и потом об этом пишет, снимает и говорит. Кому-то ближе сладострастно ковыряться в чужой сексуальной ориентации, кому-то ротировать чьи-то пьяные пошлости, а кому-то все же хочется об искусстве…

Читайте также