Национальная библиотека приглашает к столу

9 февраля в 14.00 в Национальной библиотеке состоится круглый стол «Сагаалган: традиции и современность»  с участием представителей государственных и общественных деятелей, творческой, научной интеллигенции и СМИ. Приглашаем всех желающих принять участие в  работе круглого стола.
Рыгзема Батомункуева, главный библиотекарь Центра культурно-просветительских проектов и общественных связей Национальной библиотеки РБ
4349

Из глубокой древности пришел на землю Бурятии Сагаалган. Ученые Доржи Банзаров, Гомбожап Цыбиков, изучавшие исторические корни праздника, указывали на древность его истоков, и пришли к выводу о его народном происхождении. Этот праздник по восточной астрологии является началом весны, началом очищения и обновления всей природы, в том числе и человека, как части природы. Белый цвет буряты испокон веков считали цветом, приносящим людям счастье, добро, удачу, мир.

      Традиция празднования нового года по лунному календарю широко распространена в странах Центральной, Южной и Восточной Азии – в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее и других странах. До нас дошли описания празднования еще во времена правления Чингисхана. В те далекие времена Сагаалган отмечали осенью, в день осеннего равноденствия 22 сентября. В 1267 г. внук Чингисхана Хубилай перенес празднование на февраль месяц, то есть на первый весенний месяц по лунному календарю.

      В проведении обрядов выделяются два аспекта: культовый и народный. Культовая сторона  праздника происходит  в дацанах, в течение  пятнадцати дней читаются молитвы, священные книги о здоровье и благополучии детей, чтобы Новый год оказался для всех живущих на Земле счастливым. 29 числа лунного календаря проводят обряд очищения огнем – «дугжууба».

       Последний день старого года называется «бүтүү үдэр». Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых  зажигается лампада именно в день перед Сагаалганом. Совершался символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов, например, ломали кость барана и извлекали из него мозг, открывали непочатую бутылку молочной водки.

Сагаалганская пища – это, прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение, как способной содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Новогодняя пища, как праздничная и самая престижная, включала блюда, довольно редкостные для повседневной жизни. Отсюда и особые требования к внешнему виду угощений и посуде.

В день Сагаалгана дети обязательно должны были поздравить своих родителей, старших, преподнести им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

Новогодний этикет приветствия отличается от каждодневного. Сагаалганский приветственный жест «золголго» выражает идею преемственности поколений: младший протягивал руки ладонями вверх, выражая готовность воспринять от старшего его опыт, знания и мастерство, а старший на протянутые к нему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту – всегда опора и поддержка старших. В новый год принято дарить подарки, и существует веками отработанный ритуал. Даритель должен держать в руках хадаг и поверх хадага на ладонь правой руки или на соединенные ладони ставился подарок. Даритель и получатель должны были обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Людям, родившимся в год с тем же циклическим знаком, что и наступающий год, вручают изготовленную из дерева, пластмассы и т.д. небольшую фигурку соответствующего животного, которая должна храниться в течение года.

Читайте также