В03Р0ЖДЕННЫЕ ЗВУКИ
Примечательно, что в этом конкурсе музыканты сыграют на нескольких видах уникальных бурятских народных инструментов. Кроме морин-хуура, прозвучат чарующие звуки суха-хуура и яман-хуура. Оба этих инструмента лишь недавно вновь вышли на сцену. Напомним, что их возрождением занималась Виндарья Доржиева — «Человек года-2010» по версии читателей нашей газеты. Благодаря ее труду, презентация восстановленных инструментов прощла на прошлогоднем фестивале-конкурсе «Хуурайм наадан».
Отличительной особенностью фестиваля-конкурса 2012 года станет специальный приз «Лучшему исполнителю на суха-хууре» в сумме 10 тысяч рублей. Сам конкурс пройдет в трёх «номинациях»: солист-инструменталист, ансамбли народных инструментов и исполнители-любители. Ждут на конкурсе и гостей из Аги.
Те, кто впервые слышат звуки хуура, затрудняются дать точное определение нахлынувшим чувствам. Европейцам звуки хуура чем-то напоминают виолончель. А сами монгольские народы сравнивают звук своего любимого инструмента с ржанием коня или дуновением ветра в степи.
— Звуки хуура будят что-то глубоко скрытое в душе. Хуур созвучен душевным струнам. Не зря в Монголии в каждой юрте и в каждом кабинете висит на почётном месте хуур, — рассказывает сотрудник Республиканского центра народного творчества Дагзама Дондокова.
ПАРАДОКСЫ БУРЯТИИ
Морин-хуур по решению ЮНЕСКО получил в 2005 году сертификат об утверждении в качестве сокровищницы культурного наследия человечества. Парадокс в том, что в Бурятии хороших хууристов можно пересчитать по пальцам. Поэтому они весьма востребованы в музыкальном мире. При этом на факультете бурятских народных инструментов музучилища многолетний недобор студентов.
— Я бы остался жить в Улан-Удэ только для того, чтобы научиться играть на этом уникальном инструменте,— признался гость из Петербурга Евгений Мазелевич, послушав выступление морин-хууриста. — На месте родителей я б отдал ребенка в музыкальную школу в такой класс, а не на классическое пианино.
Евгений очень удивился, узнав, что в детских музыкальных школах почти невозможно научить ребенка игре на морин-хууре. Сейчас отрадным фактом можно назвать открытие в детской школе искусств класса морин-хууристов. А в национальном лицее есть даже свой ансамбль маленьких хууристов.
— У нас остался один мастер по изготовлению бурятских народных инструментов. Это Очиржап Дорживич Жамбалов. Хорошо, что у него есть ученик, — рассказывает Дагзама Дондокова. — Думаю, что проблема нехватки хууристов начинает разрешаться. И наш конкурс поспособствует тому, чтобы незаслуженно забытый инструмент становился все популярнее у подрастающего поколения.