«ZORIK BOOK» - дневник художника

17 февраля в Художественном музее им.Ц.Сампилова состоялась выставка-презентация  книги Зорикто Доржиева «ZORIK BOOK».  Книга издана в Москве на двух языках – русский и английский. Презентация англоязычной версии происходила в Лондоне в Музее Виктории и Альберта. Презентация сопровождалась новым видеоклипом и новыми живописными работами.
Артур Хомонов, фото автора
8929

В зале царила  атмосфера  современного, концептуального, изящного, и с каждой минутой усиливалось осознание того, что происходит что-то очень не банальное и совершенно не будничное.  Гостям был предложен видео-проект «Steppe story», снятый по мотивам картин бурятского художника, и показ коллекции одежды на заданную тему.  Тимур Цыбиков, министр культуры Бурятии, отметил, что  данное мероприятие  наполнено атмосферой искусства современной Европы,  что большая редкость для Улан-Удэ. Работы Зорикто Доржиева давно известны за пределами республики и страны. Художник очень тонко чувствует живопись, композицию  цвет  и это заставляет нас долго любоваться каждой его работой. На открытие выставки поздравить и поблагодарить художника пришли друзья, коллеги и почитатели его творчества.

Зорикто в свою очередь поделился с нами  планами на будущее:

- Скажите, как вам пришла идея написать книгу?

- Благодаря постоянным поездкам по выставкам, по музеям, я заметил такие вещи, как скетчбуки, дневники, так называемые книги художников. Туда входят какие-то личные переживания,эмоции автора. Это не официальный альбом, где все пафосно, и в который входят официально зарегистрированные работы. Книга художника подразумевает в большей степени какие-то внутренние переживания и сокровенные мысли. Наверное, в большей степени это дневник. Мне  захотелось сделать то же самое, потому что, читая такие вещи, ты начинаешь смотреть на сотворенные тем или иным художником вещи  его глазами  через его дневник.Ты начинаешь думать  и воспринимать мир как он. Наверное, в этом направлении созрела мысль сделать нечто свое. Чтобы зрителю чуть больше приоткрылась  дверца, где это делается, как это делается, откуда берутся мысли, откуда рождаются те или иные персонажи.

- Книга полностью автобиографичная?

- В общем,  да, начиная с детства и заканчивая  сегодняшним моментом. Достаточно номинально пытался сохранить какую-то  хронологию, но в целом она достаточно с большими промежутками времени. То есть там  детство сразу переходит в студенчество, где-то снова возвращается к школе. Я достаточно эмоционально  подошел к ее созданию.

-В вашем творчестве очень часто затрагивается тема детства, а в книге особенно. С чем это связано?

-Все мы родом из детства, как я уже говорил. Пока я до сих пор  придерживаюсь этой мысли. Все впечатления и характер восприятия человека складывается в детстве, в зависимости от детских впечатлений. В зависимости от окружения, от  атмосферы, которая была  в детстве, формируются взрослые взгляды. По крайней мере, мне так кажется сегодня, возможно, завтра эта точка зрения поменяется.

- Сегодня были показаны ваши видеоклипы, до этого вы имели опыт  работы видео. Вы не думали снять фильм по сюжетам  картин?

- Сегодняшний видеоклип - такая попытка попробовать визуализировать закадровые моменты, «закартинные», так скажем. Заглянуть по ту сторону холста, попробовать воссоздать какую-то историю. Сделать, что-то полнометражное…думаю, пока у меня нет сил для этого.

-Вы художник, скульптор, музыкант, написали книгу, работали над кино. Есть ли еще виды творческой деятельности, которые вы хотели бы  освоить?

-Были попытки скульптуры. Где-то удачные, где-то, может быть,  менее интересные. Что попробовать? Наверное, все дело движется в сторону более современных ,более медийных  проектов. Хотелось бы  представить анимированные иллюстрации из книги. Сделать серьезный проект  в этом направлении. Что-то связанное с анимацией или кино. Но насчет серьезного полного метра  пока ничего сказать не могу.

- Чего, на ваш взгляд, в Республике  не хватает для развития и продвижения  молодых талантов?

- Если человеку что-то нужно и очень хочется донести до зрителя, то он это сделает любыми путями. Другое дело, если людям просто хочется объединяться в какие-то организации и лоббировать свое искусство в какое-то поле зрения, то это другое дело, это скорее больше связано с политикой и социальной сферой. Но человек, который творит и которого просто  творчески «прет». Наверное, просто должен. Это должно сидеть внутри, что он должен любыми способами приемлемыми до него, донести свое творчество до зрителя. Тот же поэт не должен писать в стол. Если он хочет что-то сделать для мира. Конечно, в идеале лучше создавать комфортные  условия, но всегда ли они были? Великие известные творческие деятели  не всегда развивались в хороших подготовленных  условиях. Где-то трудности, где-то естественный отбор, где выживает сильнейший, способствовал какому-то более яркому более сильному искусству. Я не говорю про себя. Мне всегда везло в этом смысле. Не было каких-то моментов, что я не знал, куда мне идти, и что мне делать дальше. Таким волшебным образом  все получалось само собой.

- С чем связан интерес к бурятским художникам на западе? Ваша выставка в Лондоне это подтвердила. Почему это происходит?

- Буквально вчера на канале «Культура» была программа про взаимоотношения между производителем и продюсером. Очень хорошая программа. В ней обсуждалось, кто должен доносить  информацию до зрителя. Я думаю, что успех бурятских авторов  связан во многом с   Константином Казаковичем Ханхалаевым. Грамотным продюсером, талантливым и хорошо чувствующим этот ритм и энергетику. Наверное, благодаря ему, зазвучали имена Даши Намдакова, Жамсо Раднаева и ряда других бурятских художников. Думаю, зазвучат в ближайшее время и имена сестер Ертахановых. Правильно донести продукт до зрителя - это  совершенно отдельное  искусство. Зря все думают, что все просто, то есть, купил-продал, и на этом все закончилось. Это нужно любить, это нужно чувствовать, без искреннего сопереживания вряд ли что-либо получалось бы.

Зорикто Доржиев  родился в 1976 году в г.Улан-Удэ, Бурятия.  Он получил хорошую академическую и профессиональную подготовку, в 1996 году окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 году окончил с отличием Красноярский Государственный художественный институт, кафедру живописи (мастерская А.М. Знака). В период 2003-2005 годы стажировался в творческих мастерских Российской Академии Художеств отделения Урал, Сибирь, Дальний Восток (рук. А.П. Левитин) в Красноярскe. Участник многих региональных, российских и международных выставок. Работы Зорикто Доржиева хранятся в частных собраниях в России, США, Германии, Австралии.

Смотрите фоторепортаж с выставки в разделе фото

Читайте также