Потом вдруг появляется Анатолий Баскаков. Оказывается в советское время под крышей Молодежного театра, Виктор Жидяев создавал со своими учениками художественную студию с дерзким названием «Экорше». (с фр. означает «ободранный», скульптурное изображение фигуры человека без кожного покрова, с обнажённой мышечной структурой, в качестве анатомического пособия для обучения начинающих художников).
Затем явилась фигура фотографа Стаса Кадрулева, который оказывается тоже ученик Виктора Жидяева. «Как вы не знали, что Стас рисует?», - с изумлением спросил меня Виктор Иванович. – У него это очень хорошо получается, и ему надо не фотографией заниматься, а рисованием».
Около пяти лет в 90-ые Кадрулёв занимался в студии Виктора Ивановича «Экорше», где учился у него в основном графике. Со Стасом у учителя складывались непростые отношения. По словам Виктора Ивановича, Стас – хулиган. А хулиганы ему всегда нравились. «Они же интересные! – говорит художник, - из хулиганов могут получиться очень оригинальные творческие личности, а вот правильных и послушных я не люблю, они такие сладкие как, конфетки, всем хотят понравиться и угодить».
Кстати, именно Стас Кадрулев рассказал о своем учителе Жидяеве директору Музея истории города Аюне Дашанимаевой, и Аюна уговорила Виктора Ивановича сделать выставку. Первую в 74 года! Но, к счастью, не последнюю, в апреле выставка Жидяева откроется в одной из самых крупных арт-галерей Иркутска «Dias».
Сам Виктор Иванович относится к любым хвалебным речам в свой адрес очень спокойно, даже прохладно. В завершении официальной части открытия выставки он произнес следующее:
«Главное, что должен победить в себе художник – это гордыню. Часто бывает, что человек, сделал что-то хорошее, у него получилось и – ВСЕ! Он считает, что уже стал кем-то важным и значимым. В этот момент его творчество останавливается, и как художник он умирает. Надо всегда помнить, что в сравнении с БОГОМ, ты - НИКТО!»
Бывают выставки модные, пафосные, политические, исторические, отчетные и экзотичные. Эту можно охарактеризовать одним словом – «светлая». Такое впечатление, прежде всего, создалось, благодаря автору экспозиции – художнику Виктору Жидяеву. Этот человек оказался для меня, неожиданным откровением. Я слышала его имя с середины 90-х годов, так как очень многие известные в Бурятии художники учились у Виктора Ивановича, но, не смотря на это, я никогда не видела его. Это сверх непубличный человек. Он не дает интервью и не любит внимание к себе.
Между тем, он достоин внимания публики как никто другой.
Виктор Иванович Жидяев, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия, живет и работает в Улан-Удэ. С 1963 по 1994 годы Виктор Жидяев являлся организатором и постоянным руководителем городских художественных студий «ЭКОРШЭ» и «ПАЛИТРА». Более 20 лет работал преподавателем живописи, рисунка, композиции в Улан-Удэнском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. Его многочисленные ученики живут и работают не только в нашей стране, но и за рубежом (Германия, США, Израиль, Китай).
Творчество Виктора Жидяева основывается на слиянии реализма, ориентального искусства и символизма и представляет собой своеобразный почерк, стиль и манеру, характерные для автора. Работы художника, представленные на выставке, выполнены в нескольких жанрах: мифологическо-религиозном, в жанре пейзажа, портрета и ню.
«Я – реалист, но не в смысле слепого подражания действительности. Ее создал Бог, и соревноваться с Ним - безумие, самонадеянность. Но Он дал нам возможность познавать Его творение, Его тайны».
Его пристрастия в искусстве: Энгр и Врубель, Леонардо да Винчи и венский «Сецессион», линейный стиль модерн и английские прерафаэлиты, Сальвадор Дали и Эрнест Фукс.
Вершиной для себя Жидяев считает творчество Михаила Врубеля – неподражаемого стилиста, у которого декоративность потрясающе сочетается с предельным натурализмом. Мой стиль моделировки идет от врубелевского бесконечного дробления формы на грани-кристаллы» - так художник говорит о своем творчестве.
Музей истории г.Улан-Удэ, ул.Ленина,26, тел. 21-25-22