Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков: «Нам нужны талантливые управленцы».

Президент России Дмитрий Медведев сказал, что Министерство культуры должен возглавлять  человек не только «деятельный, но и романтичный». То, что вы «деятельный» - вне всякого сомнения, но можете ли вы назвать себя романтиком?  
Марина Шнайдер, газета "Бурятия 7"
12860

- Если называть романтиком человека, который стремится к идеалу, которым движет яркая идея, увлеченность и стремление к прекрасному, то да, я - романтик. И как всякий романтик,  я – перфекционист, то есть считаю, что во всем можно достичь наилучшего результата.

- В таком случае, вам, наверное, трудно угодить, вы всегда будете недовольны результатом, ибо, как  известно, совершенству нет предела?

- Это так, но для меня важно уже само стремление к совершенству. Я ценю, когда люди, начиная какой-либо проект, стремятся сделать его на максимально высоком уровне. Если человеком движет желание превзойти себя, показать все, на что он способен, то результат уже не может быть плохим.

- Наверное, у каждого учреждения культуры республики есть хорошие результаты, даже с точки зрения ваших высоких требований. А в работе самого Министерства культуры какие результаты вы считаете действительно значимыми?

 - В 2011 году мы приняли республиканскую целевую программу сохранения и развития культуры на 2012-2015 годы. По этой программе для учреждений культуры в районах республики будет ежегодно выделяться по  27,2 млн. рублей. Из них 12,5 млн. пойдет на комплектование библиотечных фондов. Для сравнения, раньше на эти цели выделялось  всего 2,5 млн. руб. из федерального бюджета на все муниципальные библиотеки, а сейчас в 5 раз больше! Это значит, что за четыре года мы сможем полностью обновить книжный фонд сельских библиотек. Кроме того, 14,5 млн. рублей ежегодно будет направлено в районы на приобретение концертных костюмов, музыкальных инструментов, световой и звуковой аппаратуры. Также в 2012 году выделен 1 млн. рублей на информатизацию сельских библиотек. Никогда прежде муниципальные учреждения культуры не получали средства в таком объеме.

- Почему? И что, наконец, произошло, что на культуру села обратили внимание?

- Конечно, эти проблемы назрели и требовали определенного решения. Помогла и общая стабилизация экономики в республике. Но проблема гораздо глобальнее. Учреждения культуры в селах по сути находятся вне правового поля. Работники культуры числятся работниками администрации сельских поселений, только с приставкой ЗАВклубом или ЗАВбиблиотекой. Ни сельские клубы, ни библиотеки не зарегистрированы как юридические лица, поэтому фактически не имеют права получать бюджетные средства, закреплять за собой имущество и земельные участки. На селе очень мало официально оформленных учреждений культуры. Мы решили  изменить эту ситуацию и весь 2011 год занимались реформированием культуры на селе.

- Каким образом?   

- Мы предложили три варианта. Первый предполагает объединение учреждений культуры в рамках одного публично-правового образования. Так, например, работают в Селенгинском районе. Второй предусматривает передачу полномочий в сфере культуры с уровня сельского поселения на уровень района. Именно по такому варианту работают в Северобайкальском районе еще с ноября 2010 года. Здесь культурно-досуговые учреждения и библиотеки объединили в одно учреждение со статусом юрлица. А третий вариант предполагает создание образовательно-культурно-спортивных комплексов путем передачи полномочий в сфере культуры с уровня поселения на уровень муниципального района и объединение учреждений культуры на административной основе с общеобразовательными учреждениями. Так работают в Джидинском районе, создав ОКСК – образовательно-культурно-спортивный комплекс.
- Что это дает?
- Такое объединение учреждений культуры поможет создать высокопрофессиональное и эффективное учреждение путем объединения материально-технической базы, эффективного использования площадей в одном здании, упорядочения творческого процесса и т.д. Совместное финансирование учреждений культуры позволит более эффективно расходовать средства республиканского бюджета, усилить контроль над их рациональным использованием.

- Когда вы планируете начать реформы?

- Мы начали все это внедрять еще в начале прошлого года. А уже до 1 июля этого года сельские учреждения культуры должны создать юридические лица - либо бюджетные, либо казенные, либо автономные. Эти учреждения будут получать муниципальное задание и финансовые средства для его выполнения. Это то, чего у наших сельских учреждений культуры не было вообще никогда. Но самое главное, что работники культуры в районах будут теперь социально защищенными, потому что их трудовая книжка будет лежать в учреждении культуры, а не в сельской администрации, как раньше. Такая работа ведется сейчас по всей республике. И сегодня это реформирование, выделение дополнительных средств и вообще изменение отношения к сфере культуры на селе стало для нас прорывным.

- А еще вы учредили гранты для муниципальных учреждений культуры?

- Да, 10 грантов по 250 тысяч рублей на реализацию творческих проектов. Также были учреждены гранты для театров республики. Теперь каждый год у нас будут распределяться гранты в общей сумме 4 млн. рублей на разные театральные проекты. В этом году мы распределили эту сумму поровну между пятью театрами. Так Бурдрам получил деньги на постановку пьесы молодого драматурга Галсана Нанзатова,  Русский драмтеатр выиграл грант на спектакль по пьесе современного драматурга, Оперный театр на проект с приглашенными солистами, а театр песни и танца «Байкал» на новую программу оркестра бурятских народных инструментов.

- Кстати, о театре «Байкал». Как складываются у вас взаимоотношения с этим коллективом? Со стороны кажется, что театр обижается на Минкульт за отсутствие  должного внимания к его заслугам? Например, на то, что в отличие от других театров «Байкал» не имеет собственного здания…

- Я с большим уважением и интересом отношусь к творчеству театра «Байкал», преклоняюсь перед Дандаром Жаповичем Бадлуевым как мастером своего дела. К сожалению, выделение средств на строительство еще одной театральной площадки после открытия трех театров в относительно небольшом городе практически невозможно в ближайшее время.  Но мы сделали для театра «Байкал» все, что могли. Обеспечили труппу репетиционной базой в 18 квартале, новым балетным залом и студией звукозаписи, предоставили помещение для оркестра БНИ в здании Бурятской филармонии. Кстати, раньше в этом зале проводилось заседание коллегии министерства культуры один раз в квартал, а в другое время он пустовал. Мы выделили в расписании всех трех театров специальные дни для выступлений и репетиций «Байкала», и теперь горожане гораздо чаще встречаются со своими любимыми артистами. В рамках творческого заказа в 2012 году театр получил 2 млн.650 тысяч рублей на новую постановку, премьера которой состоится уже летом. Так что в целом, я думаю, отношения у нас хорошие.

- Хорошо, что еще вы относите к достижениям отрасли?

- Это, конечно же, повышение заработной платы работников культуры. В этом году на повышение заработной платы работников культуры будет выделено 216 млн. рублей.  Фонд оплаты труда в отрасли увеличился на 40%. В бюджете республики на 2012 год на увеличение заработной платы артистов, музыкантов, библиотекарей, музейщиков было заложено 144 млн.руб. Но категория руководителей и руководящий состав муниципальных учреждений культуры, а это заведующие сельскими клубами и библиотеками, а также режиссеры, дирижеры, завсекторами и отделами учреждений оставались без повышения зарплаты. Но после того, как на последней сессии Народного Хурала депутаты поддержали инициативу о выделении дополнительных 72 млн. рублей на увеличение фондов оплаты труда работников культуры, весь персонал, за исключением директоров республиканских учреждений, будет получать существенную добавку к зарплате.

- Как вы думаете, в связи с повышением зарплаты удастся ли решить кадровые проблемы в отрасли?

-  Частично, да. Но дело в том, что реформирование сферы «культура» диктует новые требования к персоналу. Нам нужны не только одаренные музыканты, артисты, но и талантливые управленцы, которые смогли бы держать в руках и брать на себя ответственность за все - от финансирования до судьбы отдельного творца. Таких людей, конечно, найти очень трудно. Мы, например, сейчас ищем человека на пост директора Кяхтинского краеведческого музея, и заявки никто не подает. Зато желающих работать в министерстве более чем достаточно, а работать в поле и реально возделывать культурную среду, мало кто готов.       

- Если 2011 год стал для отрасли прорывным в области финансирования, то на что вы планируете сделать акцент в этом году?

- На качество предоставляемых услуг. У нас запланировано большое количество интересных мероприятий, многие из которых уже стали традиционными. Так вот мы будем стремиться проводить их на максимально высоком уровне. Большое внимание будем уделять постановочной культуре - качеству костюмов, декораций, светового и звукового оформления. К сожалению, пока это слабое место во всех учреждениях культуры республики, за редким исключением.

- Вы в этом году предложили общественности весьма не традиционный правительственный концерт, посвященный Сагаалгану. Вся его программа в отличие от прежних лет состояла из эстрадных номеров, но в живом исполнении, без фонограмм. Что это был за эксперимент и значит ли это, что вы будете и впредь поддерживать бурятскую эстраду?

- Нам всегда интересно предлагать зрителю что-то новое и разрушать стереотипы. На правительственном концерте, где, как правило, собирается почтенная солидная публика, мы впервые дали возможность выступить молодым артистам, которые исполнили современные эстрадные песни на бурятском языке. Возможно, кому-то это не понравилось. Но этим концертом мы показали, что есть современная музыкальная культура, с помощью которой можно сохранять и развивать бурятский язык именно в молодежной среде. Другое дело, что уровень наших эстрадных исполнителей пока оставляет желать лучшего. Я имею ввиду как низкую постановочную культуру, так и качество самого музыкального материала. Тем более было важно показать молодых артистов в условиях, когда господдержка этому направлению почти не оказывается.

- Что планируете сделать в этом году, какие события нам следует ждать?    

- Завершение строительства  второй очереди Русского драмтеатра, открытие мастерских Театра Оперы и балета и завершение реконструкции Национальной библиотеки. Впереди очень насыщенное лето: это, прежде всего, фестиваль духовной и материальной культуры «Подношение Десяти Драгоценностей», посвященный160-летию со дня рождения Пандито Хамбо ламы XII Даша Доржи Этигэлова, это IV международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников», «Ночь Ехора», фестиваль бурятской культуры «Алтаргана». В августе мы планируем провести театральную лабораторию, в рамках открытия малой сцены в Русском драмтеатре, с приглашением молодых режиссеров из Москвы. В Оперном театре состоится премьера «Пиковой дамы» в постановке режиссера Алексея Степанюка из Мариинского театра, в Бурдраме Олег Юмов будет ставить «Принцессу Турандот».  Осенью в Улан-Удэ пройдет V Всемирный конгресс международной организации по народному творчеству (IOV) и фестиваль «Звуки Евразии», а еще в Бурятии впервые состоится фестиваль бардовской песни, организованный Бурятской филармонией. Проектов очень много, узнать обо всех вы сможете на нашем сайте, заглянув в календарь событий «Бурятия – пространство впечатлений». Уверен, что каждый человек найдет для себя что-то интересное.

Читайте также