Спектакль показывали в рамках «малой академии», поэтому в зале были сплошь школьники или студенты. Не совсем еще зрелый зритель, способный понять и оценить, и пришедший на спектакль скорее потому что НАДО, а не потому что ХОЧУ. И я знаю, режиссера этот факт огорчает. А ведь на самом деле здорово, что поколение "вконтакте" получит свой первый театральный опыт именно на спектаклях Баскакова, именно на Чеховских «Трех сестрах». Потому что если и заставлять детей ходить в театр, так на заведомо хорошие спектакли, чтобы не испортить вкус и не отбить любовь к театру навсегда. Тогда есть шанс воспитать нового зрителя в городе, где все гордятся количеством театров.
Баскаков - не бунтарь, но своим спектаклем он восстал против существовавшей до него "эстетики" в Русской драме, предлагая свои законы искусства. И это ему удалось.
«Три сестры» Баскакова – очень красивый и, я бы сказала, величественный спектакль. Не только за счет шестых чувств, но и за счет изящных декораций, грамотного света, звука и пластического решения. С момента премьеры он практически избавился от недостатков и стал еще лучше. Прежде всего, он стал короче, лаконичнее, ярче и точнее. Актеры чувствуют себя увереннее и не дают повода заподозрить их в неестественности и штампах. Спектакль захватывает, и значительную роль в этом сыграл как ни странно Алексей Фишев, актер-фрилансер «Молодежного театра» и ведущий программы «Восточный экспресс» на телеканале «Аригус».
В силу обстоятельств исполнитель роли Вершинина Евгений Аешин не смог участвовать в спектакле. И Баскаков предложил Фишеву просто напросто совершить подвиг – за семь дней выучить роль и сыграть спектакль. И он сыграл.
Подполковник Вершинин – центральный персонаж драмы Чехова, тот самый русский человек, который, по его собственным словам, «с женой замучился… с домом замучился…», «терпит и только жалуется». Его главная мысль о жизни, которую он не устает повторять, — это мысль о том, что «через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» и человек должен «предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней». Он убежден, что в настоящем счастье немыслимо, невозможно: «Счастья нет, не должно быть и не будет для нас».
Кстати, впервые Вершинина сыграл сам К.С. Станиславский в 1901 году. Тогда в «Петербургской газете» написали, что в "изображении Станиславского полковник Вершинин оказывается единственным свежим, бодрым, полным нравственной мощи, а потому сильным и обольстительным человеком среди остальных “нудных” персонажей. Живая струя его радостных мечтаний - солнечное пятно на общем пасмурном фоне. Быть может, в художественных бликах Станиславского-Вершинина и кроется причина того, что со сцены “Три сестры” не производят такого гнетущего впечатления, как в чтении, когда уже на предпоследней странице является еле преодолимое желание удавиться от тоски».
Так вот Фишев-Вершинин тоже стал «солнечным пятном» на сцене русской драмы, и в его «художественных бликах» заиграли и другие образы. Прежде всего, Маша, роль которой исполнила Лиана Щетилина. Положение их героев нелепо, и мир, в котором они существуют, висит на волоске, и до его полного крушения остается совсем немного – и вот в этих наименее вероятных условиях все-таки возникает любовь. В результате Фишеву и Щетилиной удалось представить роман Вершинина и Маши в диапазоне от драмы семейного человека, искренне влюбившегося в замужнюю женщину, до ситуации почти водевильной.
Воплотить образ влюбленного утописта Вершинина очень непросто, потому что в его характере трагикомизм доведен до крайности трагического и комического. Театроведы говорят, что актеры чаще всего пытается сыграть какую-либо одну крайность. А Фишеву удалось две.
И Лиана Щетилина открылась совершенно в другом спектре актерских красок. То ли новый партнер повлиял, то ли долгий репетиционный процесс.
Что касается других актеров, то они совсем не показались “нудными” персонажами, как писали в той «Петербургской газете». В каждом из них чувствуется влияние режиссера, влияние его ума, вкуса и таланта. Каждый интересен по-своему. Спектакль хорош!
Единственное плохо - в конце все равно является желание удавиться от тоски.
Но как говорят в финале три сестры: «Надо жить! .. Надо работать, только работать! Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания…».