«Интеллект нации создается в сфере культуры»

Роза БУЛЫТОВА, собкор газеты "Бурятия", беседует с министром культуры России Александром Авдеевым о культуре Бурятии.
8221

- Александр Алексеевич, вы сообщили еще в январе этого года, что оставите свой пост после инаугурации нового президента. Это было ваше решение?
-  Да. Но  мне, может быть, и не предложили бы уйти. Поскольку у меня уже возраст запредельный, считаю,  на посту должны работать более молодые люди. Я старался работать честно, эффективно, не знаю, как получилось, но не сомневаюсь, что новый министр будет работать лучше, чем я. И надо вовремя уходить.


- Вы были в Бурятии год назад, в то время после реконструкции открылся наш оперный театр. Расскажите о вашем впечатлении.
- Впечатление очень хорошее. Я не видел театра до ремонта, мне не с чем сравнивать, но вообще оперный театр - украшение каждой столицы, каждого региона и не везде  он есть. Мы занимаем далеко не первое место по количеству музеев и театров. А по количеству оперных театров и музыкальных залов не в четвёртом и даже не в пятом десятке развитых государств. Тем более в Сибири. И поэтому тот факт, что у вас есть отремонтированный оперный театр, с хорошей акустикой, с новым оборудованием, с талантливой труппой - это замечательно! Считаю, что Бурятия находится на передовых позициях. Хотя в Бурятии я уже был несколько раз…
- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Папа работал корреспондентом ИТАР-ТАСС в Монголии. И каждый раз на поезде мы ехали в отпуск из Улан-Батора и обратно через Улан-Удэ. Мы неделями жили в  вашей столице, папе было очень интересно узнать Бурятию, он был журналистом, интересовался и монгольским, и бурятским языками, фольклором, буддизмом. Когда мы жили в Улан-Удэ, папа писал о  культуре Бурятии, которую очень любил. В последний свой приезд в Улан-Удэ  пытался найти места, которые  помню по детским воспоминаниям,  не узнавал их - город очень изменился. Остались, знаете что? …красивые женщины, потому что бурятки - все красивые. И, конечно, то, что и сейчас помню - огромное гостеприимство бурят. А я очень доволен своим посещением Улан-Удэ.  У вас пять театров, причем все в хорошем состоянии. Мне очень импонирует ваш президент Вячеслав Владимирович Наговицын, человек, который ищет новое и хорошее, что можно использовать в республике. Знаю, он сейчас интересуется солнечными батареями, потому что, как он мне объяснил, в Улан-Удэ солнечных дней больше всех в России. Мне симпатичен и ваш молодой и энергичный министр культуры Тимур Гомбожапович Цыбиков. И вообще, я очень доволен развитием культуры в вашем регионе.
-  Сейчас в России  идет реструктуризация учебных заведений, в том числе в сфере культуры. Почти год назад в Улан-Удэ по решению руководства республики объединились Бурятский колледж культуры и искусства, который раньше готовил кадры в основном для сельских клубов и школ города и села, и Улан-Удэнский музыкальный колледж им. П.И.Чайковского, который готовил профессиональных классических музыкантов, певцов, хормейстеров и высококлассных музыковедов. Этот колледж, прежде музучилище, в своё время окончили и известный  певец, народный артист СССР Лхасаран Линховоин,  народные артисты СССР певцы Ким Базарсадаев и Галина Шойдагбаева и др. По статусу музыкальный колледж  в рамках республики считался элитарным и имел такое же значение, как училище при Московской консерватории - «мерзляковское». На  мой взгляд, такое объединение снижает статус и качество обучения профессиональных музыкантов.
- Я не могу давать оценку, но если это снизит качество образования, тем более мы его сберегли такими усилиями, подвели под него законодательную базу, сохранили стандарты, дали музыкальным школам предпрофессиональное образование, если снизится качество - будет нехорошо. Этого делать нельзя.
-  Спасибо за понимание. И еще. У нас несколько республиканских музеев объединили в один Национальный музей. И место его расположения определили за городом. Вы, конечно, понимаете, что посещаемость такого музея будет затруднена из-за отдаленности от центра. Почему бы не выделить финансы или не отдать подходящее здание? А может быть, построить новое для такого объединенного музея в центре города? Что вы скажете по этому поводу?
-  Я за то, чтобы был объединенный депозитарий с климатическими установками, с охраной, с реставрационными мастерскими обязательно. У вас можно депозитарий открыть, чтобы был доступ для людей. Это первое. И второе - музей должен быть там, где живут люди. И мы сейчас боремся за максимальную доступность музеев. Доступность должна быть и ценовая. Вот там, где билеты стоят недорого, где о музее заботятся, где есть хороший депозитарий и музей близко от мест проживания и работы людей - это хорошо. Музей не только показывает, он воспитывает. И обеспечивает непрерывность традиций национальных, традиций исторических. Без музеев нарушается связь поколений.
- Как известно, Федеральный закон №94 о тендерах и конкурсах вызвал много нареканий от деятелей культуры, многие говорят, что он недостаточно отработан и тормозит развитие культуры.
- Нас спасает решение президента Д.А.Медведева о том, что надо переделать этот закон. Сейчас он переписывается,  думаю, в ближайшее время появится новая редакция этого документа или полностью новый закон, потому что в том виде, в котором он существует сейчас - он мешает развитию музеев. По театрам мы его изменили, но он остался таким же неудобным для других сфер культуры. Надо, конечно, менять и конкурсную систему как основу выбора контракта, совершенствовать ее, либо там, где можно, отказываться и доверять руководителю учреждения культуры самим выбирать, что им выбрать, какую компанию по реставрации и как им реставрировать. Тем более, когда стоит вопрос о реставрации учреждений культуры и конкурс выигрывают фирмы, дающие маленькую цену. А нам не надо экономить на реставрации, нам нужно сохранить объекты культуры.
-  У нас в стране меняется система образования, мы  идём к болонской системе. В Бурятии есть много вузов, где готовят высокопрофессиональных специалистов и где есть ученые советы.
-  Я скажу о части, касающейся культуры -  болонский процесс нам не очень подходит, потому что он разрушает традиционную школу художественной подготовки воспитания, которую мы унаследовали от наших предков. Советская система образования показала, что она самая лучшая в мире. Поэтому по 22 специальностям в сфере культуры решением правительства мы ушли от болонской системы. Уже вузы, готовящие актеров, консерватории, ВГИК, художественные школы, готовящие художников, основаны на специалитете и неразрывности образования. В итоге, по 22 специальностям в культуре мы за болонским процессом не пошли.
 -  И это очень хорошо.
- Что касается ученых советов - они сохранятся там, где они есть. И в новом законе об образовании будет учтено это пожелание. Такая моя договоренность с министром образования Андреем Александровичем Фурсенко:  не менять названия вузов, оставить им исторические названия и ученые советы. Потому что без научной работы учеба не может быть эффективной.
- Это хорошо, особенно для регионов. Потому что региональным талантам  очень трудно продвинуться в науке в центральных вузах.
-  Я с вами полностью согласен. Поэтому мы это и делаем – в вузах, которые относятся к сфере культуры, ничего не меняем, а если они подчиняются не федеральному,  а региональному руководству, советуем не менять название, не отменять ученые советы.
- Ранее в России финансирование происходило по остаточному принципу - выделялось всего 2 процента от общего бюджета страны. И ваша заслуга,  считаю, в том, что финансирование культуры несколько увеличилось.
-  Беда в том, что федеральный бюджет я не увеличивал. А финансирование культуры увеличил. У нас доля культуры в федеральном бюджете составляет 0,8 процента, а по нормативам, закрепленным ЮНЕСКО, их должно быть 2 процента. Вы назвали правильно. Но в регионах, где есть возможность более свободно переливать деньги, советую президентам республик, главам регионов составлять бюджет, распределять деньги таким образом, чтобы доля культуры составляла не меньше 2,5 процента. Такие регионы есть. Есть и такие, где доля культуры составляет 4 процента, к примеру, Татарстан. И вот, когда я был у вас,  мы вместе с Вячеславом Наговицыным посчитали и выяснили, что у вас финансирование культуры выше, чем 2 процента. Так что в этом отношении вы в передовиках.
- Это очень хорошо.  Еще вопрос - закон о меценатстве.
- Недавно  Госдумой был принят закон о благотворительности,  который дает право на снижение налога меценатам, жертвующим деньги на культуру. Не везде, а на благотворительность, которая повышает социальный уровень культуры, поэтому его частично можно использовать для меценатства.
-  В Бурятском цирке много проблем - недостаточное финансирование, нет хорошего здания, многие талантливые артисты уезжают и работают даже в знаменитом канадском Цирке дю Солей.
-  Цирк дю Солей - очень хороший цирк. Но в нем много наших актеров, потому что в России им мало платят. Мы сейчас реформируем цирковую систему. Начали с цирковой концепции, которая заложила бы юридические основы и упорядочила финансовые потоки в цирк. Цирковая концепция принята правительством всего лишь три недели назад. Она даст больше экономической свободы директорам цирков на местах.  И мы уходим от этой зацентрализованной вертикали,  когда все финансовые потоки замыкались на федеральном центре. Они не будут автономными, об этом еще рано говорить, но будут экономически свободнее.
- И, наконец,  ваше впечатление от работы на этом посту?
- Мне кажется,  это счастливое время. Признателен нашим руководителям за то, что мне доверили культуру. Это непростая отрасль, потому что я имею дело не только с бюджетом, со зданиями, с системой образования, но и с людьми. У нас в сфере культуры работает 4 миллиона человек, ну все талантливые, и удовлетворить их деятельность, подкрепить их достаточно финансами очень сложно. Но, кроме того, надо отслеживать таланты, поддерживать их и следить за качеством образования, за качеством жизни деятеля культуры. Это сложно, особенно сейчас. Потому что деятели культуры получают в среднем по стране на 40-50 процентов меньше, чем работающие в других сферах. Это большой недостаток сегодняшней жизни деятелей культуры.
-  Прослужив четыре года на этом посту, вы поняли,  как это трудно?
- Да. Не буду скрывать. Но в то же время это государственная работа.  И морально-этические ценности, смысл жизни, интеллект нации создаются в сфере культуры, и эта сфера  первостепенна для расцветания нашего государства.
-  Большое спасибо вам !

Бурятия 7

Роза БУЛЫТОВА, собкор газеты "Бурятия", г. Москва.

Читайте также