Прочитаем "Стихи на листках календаря"

Достоверно известно, что многие писатели, композиторы, поэты пользовались записными книжками, в которых на ходу фиксировали свои внезапно пришедшие мысли. Так, глуховатый Бетховен все основные темы гениальной Девятой симфонии записал в нотной записной книжке, которую прятал в полах фрака. Чайковский любил в лесу сесть на пенек, раскрыть записную книжку с нотными строчками и набросать очередную мелодию.
В. Усович, художественный руководитель филармонии.
28259

           Выдающийся бурятский поэт Баир Дугаров с юной поры привык формулировать свои озарения, мнения, поразившие его воображение,   поэтические образы. Как водится, в нужный момент не всегда оказывался под руками клочок писчей бумаги, и Баир Сономович использовал для своих записей простой настольный перекидной календарь и книжечку-ежедневник.

            Получился, с одной стороны, вроде бы дневник, который в то же время содержал не просто записи событий, а их художественную и нравственную оценку. Сам автор, после прочтения своих записей много лет спустя, почувствовал в них историческую ценность, фрагменты формирования духовного менталитета своего поколения, своего народа.

            Первоначальное название сборника поэтических дневниковых записей - «Стихи на листках календаря». Несколько  позже пришло другое, более обобщенное и емкое название: «Сутра мгновений» Именно под этим названием сборник в 2011 году был издан в Улан-Удэ.

          Наверное, не все знают значение санскритского слова Сутра. Баир Дугаров объясняет его со свойственной ему поэтической образностью. Для него это «нить, на которую нанизаны жемчужины». Только вместо жемчуга на сутру нанизаны мудрые изречения, рассуждения и поучения Будды. Глубочайший вывод, который делает поэт в конце предисловия к своей книге, таков: «А жизнь как таковая и есть сутра мгновений».

            В основу музыкально-пластического спектакля «Сутра мгновений», премьера которого состоится 17 мая в Концертном зале филармонии, конечно, легли стихи Баира Дугарова, его восприятие мира, его ощущение жизни. Однако спектакль музыкального театра-студии «Урагшаа» - произведение коллективных усилий многих талантливых людей, объединенных одной целью, единой художественной концепцией. О них нужно рассказать отдельно.

            Прежде всего  о композиторе. Музыкальные номера написала Сойжин Жамбалова, которая учится в Москве, в знаменитом ГИТИСе, на отделении музыкальной режиссуры. Сочиняет музыку давно и очень успешно. С ее песнями прославилась солистка «Урагши» Сэсэг Аюшеева, сама Сойжин ярко заявила о себе на ежегодных концертах студентов столичных ВУЗов, которые традиционно организуются во время зимних и летних каникул.

           Прошлое лето было особенно продуктивным для Сойжин. Она написала музыку к детскому мюзиклу «Приключения Мэргэна», который в следующем сезоне увидят юные зрители. Мне посчастливилось быть одним из первых слушателей ее замечательных песен, да еще в авторском исполнении. Поэтому я с особым нетерпением ждал ее композиций к «Сутре мгновений»

            Вообще, поэзия Баира Дугарова занимает особое место в творчестве Жамбаловых. Достаточно напомнить, что их самый знаменитый хит «Звезда кочевника» написан на стихи Дугарова и известен не только в Бурятии, но и во всей России.

            Кстати, также называется и один из лучших стихотворных сборников Баира Сономовича, который по своей популярности может соперничать с ярчайшими образцами бурятской поэзии и давно стал библиографической редкостью.

            Музыка Сойжин Жамбаловой к «Сутре мгновений» получилась искренней, выразительной, очень мелодичной. Номера чередуются по принципу контрастности и рисуют типичные картинки улан-удэнской жизни конца минувшего века. Тем не менее, музыка Сойжин современна и динамична, адресована людям как старшего поколения, так и молодежи. Вместе с тем, ее главное качество – она пластична, стимулирует постановщиков на создание видеоряда, сценических движений и танцев. Поэтому важное место в авторском коллективе создателей спектакля принадлежит балетмейстеру Елене Прокопьевой.

           Елена Анатольевна Прокопьева в настоящее время стала одним из авторитетных хореографов Санкт-Петербурга, создателем модерн-театра «Крепостной балет», ее приглашают на свои постановки Алиса Фрейндлих, она часто работает в Европе.

Однако в Улан-Удэ ее знают и помнят как Лену Горячкину, которая высоко котировалась как ведущий хореограф ВСГАКИ (в то время – ВСГИКа). Еще с тех времен она сохранила любовь к Бурятии, понимание ее обычаев и традиций, и когда Елену пригласили сочинить пластическую основу спектакля, она согласилась, несмотря на все свои петербургские дела.

Посетив одну из репетиций Елены Прокопьевой, я понял, что главное достоинство ее  танцев – высокая одухотворенность, помноженная на простоту хореографической лексики, глубокое проникновение в настроение и смысл поэзии.

Сам   Баир Сономович по достоинству оценил стремление балетмейстера не изображать события  спектакля, а выражать драматургию происходящего, его эмоциональный накал.

Режиссеры-постановщики спектакля,  Саян и Эржена Жамбаловы понимают, что «Сутра мгновений» предполагает подготовленного зрителя, который знает цену жизни, обладает культурой чувств, образованием и интеллектом. В то же время они очень хотят, чтобы на спектакль пришла и молодежь. Пронзительная любовь к родине, сочувствие к слабым и обиженным, искренность во взаимоотношениях, культ женской красоты, нравственная чистота – вот тот эмоциональный тон спектакля, ради которого объединились создатели этого необычного представления. Музыка, поэзия, пластика, хореография действуют в едином ритме, дышат одними легкими, чувствуют одним сердцем.

Очень оригинально вписываются в сценографию ставшие модными в последнее время рисунки на песке. Они также мгновенны, как и поэтические образы спектакля. Их автор, Саяна Шаглаева, обладает тонким восприятием жизни,   несомненным художественным талантом.

Смысл искусства не только в техническом совершенстве, в формальной изобразительности и внешней привлекательности. Главное – искренность и эмоциональный тон произведения, те чувства, которые рождаются в душе зрителя. Кто-то с легкой грустью посетует на скоротечность времени, кто-то с ностальгией вспомнит свою юность, первую любовь и дружескую верность, ушедшее счастье и утраченные надежды.

Почему-то принято считать, что пресловутая беспричинная грусть присуща только русским. Это не так. Читая Баира Дугарова, убеждаешься, что эта щемящая тоска по недостижимой вечности, по безвозвратно канувшим в Лету мгновениям в полной мере свойственна и бурятам. Да и европейцам, впрочем, тоже. Помнится, Фауст Гете продал душу, чтобы продлить мгновение, которое прекрасно, но так его и не нашел.

Выражая эти вечные стремления, спектакль «Сутра мгновений» приобщается к вселенской мудрости, поднимается до общечеловеческих обобщений. Но в этом-то нескончаемом поиске и заключается смысл человеческого существования, а значит и смысл искусства.

 

Читайте также