Этнографический музей народов Забайкалья представил обряды сватовства

Международная акция «Ночь в музее» в Этнографическом музее народов Забайкалья прошла в виде традиционных обрядов сватовства и обряда косокрашения. Проект музея «Суженые-ряженые» позволил жителям и гостям столицы увидеть театрализованное представление национального сватовства, поиграть в традиционные игры и почувствовать дух старины.
6131

В проекте было задействовано три комплекса музея: эвенкийский, предбайкальский и старообрядческий (семейский). На каждом из них были свои фольклорные группы.

Республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» провел очень колоритную костюмированную анимацию обряда сватовства под названием «Далан». Были и калымный олень, и настоящий костер, и брачная стрела. Кроме того, на каждом комплексе вместе с группой театрализации работал сотрудник музея в качестве ведущего. Он рассказывал о значении обряда и о символике обязательных атрибутов сватовства.  Также ведущий рассказывал о традиционных играх и забавах. Желающие могли поиграть в маут – это накидывание лассо на рога оленя, попрыгать через нарты, отгадать эвенкийские загадки и тянуть палку на кумаланах.

Бурятский обряд сватовства «Худа оролсохо» провел фольклорный ансамбль «Магтаал». Обряд проходил в два действия: первое – это встреча, прием сватов и одаривание невесты, второе – обряд почитания предков. Сторона жениха дарила родителям невесты специальную лошадь – «амани морин», что означает «лошадь помолвки» в знак состоявшегося сватовства. Невеста считалась просватанной, если ее родственники давали свое согласие на брак, и если она принимала «холобши» - серебряную или золотую монету.  Договор о браке считался нерасторжимым, если происходил обмен кушаками – «бэhэ андалдан» между отцами жениха и невесты.

На старообрядческом комплексе гости музея могли увидеть обряд косокрашения.  «Семейские янтари» и Забайкальский семейский народный хор с песнями да прибаутками украшали косу невесте. Засватанной невесте перед венчанием в последний раз заплетали и украшали косу как символ девичьей красы. Старались заплести так, чтобы сложнее было расплести ее потом. А на обряде «окручивания» (уже в доме жениха) после венчания его родственницы невесту расплетали и заплетали две косы – по-бабьи –  и надевали кичку и платок. Девушки, желавшие заплести косы, могли воспользоваться услугами парикмахеров, а мужчины могли порубить дрова и пострелять из винтовки. Не меньшее внимание к себе привлекла ходьба на ходулях.

Читайте также