ТЕАТРУ – НОВАЯ КРОВЬ

С 13 по 19 августа в Русском драматическом театре имени Н.А.Бестужева г.Улан-Удэ зрителям будут показаны результаты творческой экспериментальной лаборатории Олега Лоевского, широко известного в России театрального деятеля, художественного руководителя всероссийского фестиваля «Реальный театр», члена экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска». На суд зрителям будут представлены три современные пьесы, подготовленные приглашенными режиссерами совместно с актерами ГРДТ им.Н.А.Бестужева.
4742

««АртЭРиЯ» - это уникальный Эксперимент Режиссера! – говорит художественный руководитель ГРДТ им.Н.А.Бестужева Анатолий Баскаков. – Главная задача таких лабораторий – позволить молодым и талантливым режиссерам заявить о себе. По итогам лаборатории будут подведены результаты зрительского голосования, которые после каждого просмотренного эскиза выражают свое мнение, отдав свой голос одной из позиций: «Оставить как есть», «Доработать», «Забыть как страшный сон». Эскизы, получившие положительный отклик, могут быть доработаны и войти в репертуар театра».

Гостем лаборатории станет Ярослава Пулинович – молодой драматург, выпускница Екатеринбургского театрального института (мастер - известный драматург и режиссер Николай Коляда), стипендиат Союза театральных деятелей РФ, в  2008-м лауреат премии "Дебют" с пьесой "Наташина мечта", которую сейчас активно ставят не только в России, но и по всему миру. Ее пьесы ставят на театральных площадках Англии, США, Польши, Эстонии, Украины и более чем в тридцати театрах России. Пьесы публиковались в журнале «Урал» и сборниках «Всё будет хорошо», «Театр в Бойлерной», «Пьесы в Щелыково», в книгах премии «Дебют» и др. изданиях. Фильм, снятый по ее сценарию, написанному совместно с Павлом Казанцевым, — “Как поймать магазинного вора”, удостоен приза “Бронзовая тайга” на международном кинофестивале “Дух огня”.

Ярослава Пулинович  за время работы лаборатории подготовит с актерами театра читку двух своих пьес. (Отличие читки от эскиза в том, что в первом случае зритель получает практически полностью готовый спектакль, исключая костюмы и сложные декорации, а во втором – режиссерскую читку пьес по ролям, в которой актеры могут, как просто сидеть на стульях и зачитывать текст, так и передвигаться в каких-то отдельных мизансценах).

Успех пьесы "Наташина мечта" Ярославы Пулинович во многом напоминает триумфальное шествие "Игры в фанты" ее учителя Николая Коляды. Во второй половине 80-х годов прошлого века редкий драмтеатр Советского Союза существовал без "Игры" в репертуаре. С одной из своих первых пьес Ярослава, как и ее педагог, точно "попала" во время. "Мечта" - пьеса-монолог, а постановка спектакля на одну актрису весьма привлекательна с финансовой точки зрения.

В этом сезоне очередную "Наташину мечту" поставил в Челябинском драмтеатре Линас Зайкаускас. В Кургане идет "Леди Макбет" по Ярославиной инсценировке Лескова. Сама она, в свободное от поездок на очередные премьеры время, пробует себя в режиссуре - работает в Центре современной драматургии.

«Как только современного автора начинают ставить, на него все время наседают, мучают звонками - требуют каких-то киносценариев, сериалов, заказных инсценировок. Конечно, поначалу, когда еще нет денег, хватаешься за все. Я одно время писала сценарии для сериалов, но, слава Богу, недолго. Я быстро поняла, что это не мое. Это, наверное, самая несвободная работа: ты работаешь просто печатной машинкой, которая выдает наборы фраз. Инсценировки мне нравятся больше, этим я сейчас и занимаюсь (отвечает на вопрос Российской газеты «Легко ли сейчас быть молодым драматургом?)

«Спектакль «Наташина мечта» вышел из Лаборатории современной драматургии, которая проходила в Краснодарском драмтеатре в августе. Мои пьесы довольно часто участвовали в таких лабораториях. Я на них никогда не была, приезжали режиссеры. Получилось так, что режиссер, которая должна была ставить «Наташину мечту» на лаборатории в Краснодаре, по разным причинам не смогла этого сделать. Руководитель лаборатории Олег Лоевский позвонил мне и предложил самой поехать и ставить. Вероятно, такой эксперимент они придумали совместно с директором театра. Мы выпустились. Нервничали больше, чем другие участники лаборатории. Эскиз спектакля, наверное, удался, потому что много зрителей проголосовали за то, чтобы оставить его в репертуаре. Директор Краснодарской драмы Татьяна Германовна Кривошеева пригласила меня приехать и доработать этот спектакль. Мне самой перед премьерой довольно страшно. Я не уверена, что буду заниматься режиссурой в дальнейшем. Но как эксперимент это интересно».

Олег Лоевский как-то сказал, что задачей проекта считает "стереть пыль с привычного в театре, освежить жизнь цехов, прежде всего режиссерского". В стрессовой ситуации окажутся на время работы лаборатории и актерский, и административный и, конечно, зрительский цех. Артистам предстоит всего за три дня создать полноценную актерскую работу на сцене, всем цехам театра приготовить реквизит, костюмы, декорации, а зрителям отсмотреть все эскизы спектаклей, составить собственное мнение об увиденном и сделать выбор в пользу самого удачного спектакля, который войдет в репертуар театра.

Лаборатория посвящена современным текстам, вызывающим много споров и дискуссий, как и все современное искусство, но, тем не менее, идущих в театрах России, а потому рассчитана на молодого зрителя и того, кто принимает социальный театр, не отворачивающийся от болезненных вопросов нашего времени.

Нужно ли нам современное искусство, временами грубое и жесткое, или же театр – это место исключительно для доброго и светлого? — и предстоит выяснить на лаборатории. В этом нам поможет Олег Лоевский, приглашенные режиссеры, драматург и артисты, которые будут принимать участие в обсуждении увиденного со зрителями.

Читайте также