Шоумен, сутенёр и профессор фонетики на одной сцене

Предъюбилейный, 84-й, театральный сезон в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева открыт сразу несколькими премьерами. Четыре автора, четыре режиссёра и четыре совершенно не похожих друг на друга спектакля: здесь и классика, и пьесы современных российских и зарубежных  авторов, трагикомедии и драмы.
Екатерина Вяликова
1997

Напомню, в августе сцена русского драматического театра на неделю превратилась в  лабораторию.  Но не в физическую или химическую, а в Российскую театральную лабораторию молодой режиссуры и современной драматургии «АРТЭРИЯ». «Опыты» ставили талантливые лаборанты-режиссёры Павел Зобнин (г. Москва), Никита Рак (г. Красноярск) и Артём Баскаков (г. Москва). Аттестационная комиссия, в числе которой были театральный критик Оксана Кушляева; широко известный театральный деятель и по совместительству руководитель эксперимента Олег Лоевский; и, конечно же, зрители экзамен приняли и единодушно решили: «АРТЭРИЯ» запустила свежую кровь, и угроза «театральной  анемии» наш город миновала. В этом зритель может убедиться сам: 27 октября театр представит два спектакля режиссёров Артёма Баскакова «Оркестр Титаник» и Никиты Рака «Бесконечный Апрель».

«Жизнь - это всего-навсего one-manshow, которое идет,  пока играет оркестр «Титаник», - уверен Харри Худдини – «шоумен», как он сам себя называет, и самый загадочный герой пьесы Христо Бойчева «Оркестр Титаник». На протяжении всего спектакля зрители задаются вопросом: кто он?  Действительно ли шоумен-иллюзионист,  или тонкий психолог, а, может, просто шарлатан? Не исключено, что, быть может, он всего-навсего плод больного и одновременно весьма богатого воображения одного из постояльцев заброшенной железнодорожной станции, где и происходит действие спектакля.

Постановка «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович  рассказывает историю одной питерской семьи. Несколько эпох и поколений сменяют друг друга, но место действия остаётся неизменным – старая квартира. Для кого-то она – символ и память прошлого, для другого – не что иное, как хранилище бесполезного хлама, а для третьего – классное место для тематического сейшена в стиле блокады. Автор и режиссёр постановки красной нитью проводят через весь спектакль мысль о ценности жизни каждого человека, хотя порой нам и кажется, что мы не делаем ничего достойного, чем могли бы гордиться наши потомки. Не завуалированно дают понять, что нас могут любить не обязательно только за наши хорошие дела и героические поступки, а просто за то, что мы есть… или были…

Премьера романа-фантазии режиссёра Евгения Зайда (г. Санкт-Петербург) по пьесе знаменитого английского драматурга и писателя Бернарда Шоу «Пигмалион» ознаменовала закрытие прошлого, 83 театрального сезона. Сюжет чем-то напоминает историю Золушки: простушке-продавщице цветов Элизе Дулиттл  по воле судьбы выпадает шанс стать… нет, не королевой…леди. А точнее, быть подопытным кроликом в споре между двумя приятелями - профессором фонетики Хиггинсом и отставным полковником Пикерингом - мол, не только медведя можно обучить игре на балалайке, но и бедной торговке привить хорошие манеры. «Перевоспитание» цветочницы в «прямом эфире» мы увидим 21 и 28 октября.

Художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Николая Охлопкова Геннадий Шапошников был приглашён для постановки комедии «Месье Амедей» по пьесе современного французского драматурга Аллена Рейно-Фуртона. Сюжет закручен лихо: пожилой учитель французского языка месье Амедей спасает от рук хулиганов девушку Катю и по глупой случайности становится причастным к убийству авторитетного сутенёра. Но, как известно, лучшая защита – это нападение, и чтобы избежать больших неприятностей, Амадей, по совету Кати (которая, к слову сказать, является специалистом очень древнего ремесла) представляется крупным криминальным авторитетом. Дальше больше: квартира Амедея становится публичным домом; в его старом сундуке то и дело «отлёживаются» трупы, а его кузен – священник Жозеф, сам того не подозревая, становится кокаиновым наркоманом… Посопереживать несчастьям и посмеяться над чудным положением месье Амедея мы сможем 20 октября.

Как видим, театральная карта репертуара на октябрь весьма разнообразна и интересна. Но не менее насыщенным и увлекательным Русский драматический театр обещает сделать и ноябрь. Здесь свой завершенный спектакль «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского представит лаборант Павел Зобнин. А художественный руководитель театра Анатолий Баскаков начнёт работу над новой постановкой «Жанна» («Завтра будет новый день») драматурга Ярославы Пулинович.

Читайте также