В Барселоне открылась выставка танка Николая Дудко

По приглашению члена тибетского парламента и основателя Casa del Tibet в Барселоне Преподобного Тубтена Вангчен открылась выставка танка известного буддийского художника Николая Дудко.
На выставке представлены танка, созданные художником за последние 20 лет. В рамках экспозиции прошла конференция художника, на которой он рассказал об истории живописи танка, символизме и принципах работы.
Выставка пользуется огромным успехом и ее уже посетило несколько тысяч человек.
2262

Буддийская икона танка (букв, «свиток») — в первую очередь предмет религиозного культа. Посредством определённых художественных средств — композиции, выбора форм или цвета — она воплощает идею буддизма. Хотя процесс написания танка всегда был окружён таинственностью, основой его были всё же не мистическое прозрение и интуиция, а точные знания иконометрии и законов композиции, нашедшие своё выражение в художественном каноне. Изготовление танка - сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание.
Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь, именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству.
Пантеон изображаемых божеств обширен. Он включает изображения «просветленных существ» - будд, бодхисаттв, гневных «защитников учения» - дхармапал, изображение буддийской вселенной — мандалы и т.д. Однако танка - это не только предмет религиозного культа, которому поклоняются и используют в обрядах и церемониях, но и произведение искусства, имеющее свои художественные, стилистические и композиционные достоинства. Буддизм, распространившись из Индии в Китай, Тибет, затем в Монголию и Бурятию, повлиял на возникновение целого ряда стилей иконописи. Их отличия заключались в выборе сюжета, цветовом решении, характере рисунка, а также в технике и технологии живописи. В традициях стиля «менри» одного из классических стилей тибетской живописи танка
работает Николай Дудко. 

Николай Николаевич Дудко родился в 1962 г. в Германии.  До увлечения буддийским искусством Николай Дудко серьёзно занимался рисованием, в 1982 г. окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища. Некоторое время жил на Украине, учился в Киевском художественном институте. Однако реалистическая живопись не привлекала художника. Духовные искания, стремление к иному способу самовыражения совпали с его возвращением в Бурятию в 1986г. 
Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с ламой Иволгинского дацана Дарма-Доди, настоятелем Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбеновым и особенно с Чогьялом Намкаем Норбу, который является духовным учителем художника. Они познакомили Николая Дудко с буддийской философией и искусством, ввели в сложный мир буддийских символов и образов. Тогда он и заинтересовался иконой танка. Духовные поиски приводили художника к немногим мастерам Бурятии, сохранившим секреты традиционного искусства. Поездки в Монголию и Непал в 1990 гг. углубили знания по технике живописи танка. Всего за полтора года учебы в Библиотеке тибетских рукописей и архивов в городе Дхарамсале (Индия), у личного художника Далай-ламы XIV, преподобного Сангей Еше, Николай Дудко прошёл пятилетний курс обучения. Результатом поездки стал диплом художника танка тибетского стиля «менри» с правом преподавания. Выбор этой живописной школы - итог духовных исканий и самосовершенствования живописца.  Несмотря на строгие руководства и иконографический канон, талантливый  живописец всегда имеет возможность проявить свою индивидуальность, например в цветовом решении или в разработке пейзажа. Пейзажи Николая Дудко - это фантастическая и прекрасная среда обитания божества, где его окружают водопады, горы со снежными вершинами, а облака «завиваются» и «текут». В каждую икону Николай Дудко вкладывает свои чувства и эмоционально-личностное восприятие божества. 

Читайте также