Эффект разорвавшейся бомбы произвёл эскиз спектакля «Любовь людей» на I Российской экспериментальной лаборатории современной драматургии и молодой режиссуры «АРТэрия» в начале августа этого года. Напомню, режиссёр Павел Зобнин (Москва) по условиям лаборатории работал над постановкой всего три дня. Причем, сценографическое решение, подбор музыки осуществлял самостоятельно. И за столь короткий срок по содержанию и актёрскому воплощению (удивительно!) создал практически готовый спектакль – это отметили зрители и руководитель лаборатории, театральный деятель Олег Лоевский.
– В премьерном спектакле, который русский театр представил как полноценную премьеру после небольшой доработки режиссером с артистами, практически ничего не изменилось, – заметил художественный руководитель ГРДТ им. Н. Бестужева Анатолий Баскаков.
Действие происходит в деревне. Люська (Алёна Байбородина), устав от бесконечных издевательств мужа-алкоголика (заслуженный артист Бурятии Евгений Аёшин), убивает его и скармливает свиньям. Местный участковый Сергей (народный артист Бурятии Олег Петелин), выслушав чистосердечное признание так давно им любимой, не арестовал её, а взял в жёны. Новая семья, новые проблемы, новые радости и новая трагедия…
– В этой пьесе очень важно, что говорят герои, как они подбирают слова, – рассказал автор пьесы молодой актёр и режиссёр Дмитрий Богославский в одном из интервью. – Для меня, как для автора, нет ни одного отрицательного персонажа. Многие критики называют эту пьесу «чернухой», но, по моему мнению, все жесткие моменты – только предлагаемые обстоятельства. В названии заложен главный ключ. Все персонажи – люди. Все, чего они хотят – любви.
Для Русского драматического театра им. Н. Бестужева, который, кстати, и был площадкой для «АРТэрии», такой спектакль является экспериментальным – ранее ничего подобного в репертуаре не было.
По мнению Анатолия Баскакова, «Любовь людей» – спектакль редкого чувства такта и вкуса: «Это правдивая, серьёзная, точная, не фальшивая постановка. Кому-то может не нравится атмосфера спектакля, скользящая в нём «чернота», но вспомните: в «Гамлете» утонула Офелия, в «Макбет» убили детей, в «Вишнёвом саде» старика забыли в старом доме… Вся мировая драматургия строится на темах любви и смерти! Восемьдесят процентов людей ничего не хотят знать о жизни, им не хочется знать, зачем люди жили, погибали, страдали, совершали подвиги и грехи ради любви. Это театральная победа. За эту постановку нам не стыдно!»
Зрительская аудитория разделилась: кому-то провокационный спектакль понравился, а кого-то –из-за использования ненормативной лексики и сцен насилия - разочаровал, но все без исключения, выходившие из зала, прибывали в шоке. Этого нельзя было не заметить.
– Не поверите, я впервые был в театре, – признался путешественник и бард из Якутии Волдэр. – Постановка мне понравилась: неожиданная, жизненная, выразительная и пронизывающая.
– Я думаю, что такая современная драма о проблемах общества должна быть, своего рода, инъекцией, прививкой, - после просмотра постановки поделился впечатлениями министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – Это такой театр, который обнажает проблемы, и он нужен обязательно для того, чтобы мы могли со стороны посмотреть на то, как мы живём. Зритель, придя в театр и увидев такой спектакль, должен сделать для себя выводы и понять, что происходящее в жизни нужно менять. Менять себя, менять людей, менять своё отношение к окружающему.