Хореограф из Канады получил Государственную премию Республики Бурятия

Указом Главы Республики Бурятия Государственная премия в области искусства за 2010-2011 годы присуждена создателям хореографического проекта «Вечер современных балетов» - «In tandem», «Souvenir du Bach;», «Dzambuling» Бурятского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. н. а. СССР Г. Ц. Цыдынжапова: хореографу Питеру Куанцу (Канада), солистам балета Баярме Цыбиковой, Булыту Раднаеву, Баиру Жамбалову и Ксении Федоровой.
11670

Государственная премия в области литературы и искусства присуждается за значительный вклад в развитие художественной культуры Республики Бурятия, выразившийся в создании особо значимых литературных произведений и творческих работ. 


"Вечер современной хореографии" — амбициозный и уникальный проект, авторы которого именуют его не иначе как "шедевр". Вечер открывает «In tandem». Спектакль является знаковым балетом современности на музыку знаменитого американского композитора минималиста Стивена Райха.

Следующая часть спектакля — «Souvenir du Bach» ("Вспоминая Баха"). Это парафраз на тему классического европейского балета и классической европейской музыки, своеобразная хореографическая инверсия, музыку к которой создал Антон Лубченко.

И, наконец, самая главная часть проекта — национальная постановка «Dzambuling». Концепция постановки основывается на восточной философии создания и существования Вселенной. В спектакле древнее учение подается в современной хореографической форме. Понимание человека как модели Вселенной дает возможность показать на сцене символический переход одного элемента в другой. Рождение, жизнь и смерть различных качеств, присущих живой и неживой природе, взаимосвязь элементов и единство всей Вселенной  стали содержанием спектакля.

Вечер современной хореографии был с успехом показан на новой сцене Большого театра в Москве в октябре 2011 г.

Питер Куанц окончил Royal Winnipeg Ballet School (Канада), по завершении которой был отправлен в Европу. Затем год в Covent Garden (Лондон), год в NY City Ballet, American Ballet Theater, Les Grands Ballets Canadiens de Montreal (Канада), Pennsylvania Ballet (США), the National Ballet of Canada, the Sacramento Ballet, the Chemnitz Ballet (Германия), для последнего он поставил полнометражный балет о Чарли Чаплине на музыку Кола Портера.

Питер работал рядом с такими звездами, как Форсайт, Джон Ноймайер, Иржи Киллиан. Молодой хореограф принимал участие в работе «мастерских хореографии» (workshops) , проводимых в труппах Штутгартского балета, Национального балета Канады и Королевского балета Виннипега. Наконец, Питер Куанц - первый хореограф из Канады, который поставил балет в легендарном Мариинском театре в Санкт-Петербурге, - «Прерванная ария» на музыку Игоря Стравинского.


Смотреть фоторепортаж

Первое интервью Питера Куанца о том, как все начиналось: 

- Что вы сказали нашим артистам на первой репетиции о себе и о своем стиле?

- Я им сказал: "Извините за мой плохой русский! (смеется). А если серьезно, то с самого начала я им говорил: главное - получать удовольствие от того, что ты делаешь".

- Какие ваши первые впечатления от труппы Бурятского театра?

- Вначале они выглядели очень смущенными. И я могу понять почему, потому что хореограф говорит на чужом для них языке. Но спустя несколько репетиций мы преодолели языковой барьер, и теперь день ото дня все лучше понимаем друг друга. 

- Вы пытались объяснить им свой стиль?

- Движения говорят сами за себя. Да, мы постоянно говорим о качестве шагов, но мы не можем сесть и дискутировать о стиле. Понимание происходит только в процессе работы.

- Я заметила, с каким воодушевлением артисты повторяют за вами каждый шаг, у них горят глаза, несмотря на то, что им приходится переучивать свои классические тела…

 - Да, пока они еще не готовы, и поэтому я даю им информацию, чтобы она погрузилась в их сознание. Как только они выучат весь балет, и информации будет достаточно, она наполнит смыслом их тело.

- Вы можете объяснить, про что рассказывает балет «In tandem»?

- Идею этого балета нельзя объяснить просто. На поверхности - история двух мужчин, у одного из которых большие проблемы с женщинами. Но там нет конкретного сюжета, есть лишь мысли, которые рождаются из движений танцоров. Этот балет был создан для Музея Гугенхейма в Нью-Йорке. Вы знаете, как он устроен? Здание похоже на перевёрнутую раковину улитки. Поэтому в балете заложено все, что касается движения по кругу - падение и подъем, любовь и равнодушие, то, что мы порой падаем в любовь, спустя время чувство проходит, а потом мы снова влюбляемся. Мы  ходим по кругу, по спирали, пока не умрем. А после смерти все повторяется вновь. В балете «Intandem» работают шесть солистов в ансамбле, и вы видите отношение их к друг другу, к музыке и к пространству.

- Чем вы руководствуетесь, когда отбираете солистов для балета?

- Инстинкт.

- Расскажите о себе, кто вас вдохновляет?

- Я понял, что хочу стать хореографом, когда мне было 9 лет. И в школе при Королевском балете Виннипега в Канаде (Тhe Royal Winnipeg Ballet School) я учился балету с этой мыслью. Меня никогда не привлекала карьера танцора классического балета. В первый же год обучения я сделал постановку с танцорами труппы Королевского балета Виннипега, мне тогда было 14 лет, и  казалось, что я сделал что-то очень авангардное.  Раньше я был очарован великими хореографами прошлого, но сейчас меня вдохновляют мои современники и, прежде всего, танцоры. Для того, чтобы поставить новый балет, я должен вдохновиться ими, я должен влюбиться в них.

- Есть ли вероятность, что вы влюбитесь в танцоров Бурятского театра?

- Да! Я уже влюбился в них!

- Серьезно?

- Да, это очень важно!

- Что заставляет вас влюбиться в танцоров – божественно сложенное тело, взгляд, характер…?

-  Самое главное – дух. Он отражается и в теле, и в глазах, и в характере. Если я вижу, что кто-то больше заинтересован, то я буду работать именно с этим человеком, потому что он хочет работать. Поэтому когда проходит кастинг, не только я выбираю танцоров, они сами себя выбирают.

- Как вы чувствуете себя в Улан-Удэ?

- Это очень интересный опыт! То, как смотрят на тебя люди на улице, говорит о том, что ты выглядишь, как пришелец. В Москве и Санкт-Петербурге люди очень  заняты, им все равно, кто ты и откуда. А здесь у людей есть время, чтобы остановится и задать вопрос «Зачем ты здесь?». Забавно, первый вопрос, который мне часто задают в Улан-Удэ: «Вы женаты?»

- А в Иволгинском дацане уже успели побывать?

- Конечно. Мне понравилось. Но у меня не очень хорошая обувь - модно, но холодно. (Питер сказал эту фразу на русском, делая ударение в слове «холодно» на второй слог).  Было очень холодно, и у меня замерзли ноги, а когда у меня мерзнут ноги, я теряю сознание. Такая физиологическая особенность. Ну я и упал в обморок. Поэтому я  хочу еще раз съездить в дацан, но когда будет тепло. 

- Что вас еще впечатлило за последнее время?

- Несколько месяцев назад я работал на Кубе. Видел людей, которые просто выживают, практически ничего не имея. Но при этом они все равно всегда улыбаются и продолжают двигаться вместе с жизнью. А в Канаде у нас замечательные условия для комфортной жизни, но очень много людей, которые не выходят из депрессии.

- Вы рассуждаете как буддист.

- Спасибо, для меня это комплимент.

- А что вас делает счастливым?

- Работа. Честно! Я люблю то, что я делаю.

- Где ваш дом?

- У меня нет дома последние 9 лет. Но мои родители живут в Торонто.

- Куда вы отправитесь после Бурятии?

-  В Канаду, буду работать со своей труппой в Виннипеге.

- Есть ли что-то, что отличает наших танцоров от других трупп?

- Все балетные танцоры Бурятского театра - ученики местной школы, и в этом их особенность. В начале нашего общения я часто говорил: «Мы здесь в России…», каждый раз они поправляли меня: «Мы - в Бурятии». Они очень горды этим, и это прекрасно!

- Перед вами стоит задача сочинить национальный балет «Дзамбулинг», что в буквальном переводе с тибетского означает «то место, где живут люди». У вас уже родилась идея? 

- Да, конечно. Но мы не должны обсуждать ее.  Как  только начинаешь переводить мысли-образы в слова, то исчезает смысл.

- А что вы можете сказать о музыке для балета «Дзамбулинг», которую создали Баттувшин, Евгений Селезнев, Галсан Ошоров и Антон Лубченко?   

- Я вдохновлен этой музыкой, такого мне не приходилось слышать никогда. Это невероятно интересно! Но я не знаю, каким получится балет «Дзамбулинг». Возможно, это будет фантастично, возможно, ужасно! Если вы подходите к новой работе и уже заранее точно знаете, как будет выглядеть результат, то вы должны повернуться и идти домой. Потому что вы уже не совершите открытия. Я  никогда не пытаюсь сделать то, что уже было. Художественная форма всегда находится в состоянии жизни, а значит меняется. 

беседовала и фотографировала Наталья Уланова

 

 

 

 

Читайте также