На премьере, к сожалению, драматург присутствовать не смог, так как ухаживает за больными родителями.
Действие спектакля начинается с ночного пролога, когда пожилая женщина Мария Алексеевна (народная артистка России Нина Туманова; народная артистка Бурятии Нина Вершинина) обнаруживает под своей кроватью очередную проделку кота… К слову сказать, сценой с котом и заканчивается спектакль: пушистый рыжий озорник «вживую» показывается зрителям. Из многочисленных диалогов о его персоне, мы узнаем много подробностей из его жизни: он носит галстук и умеет сам открывать двери. Но это только завязка основного действия. Далее мы знакомимся с остальными участниками: пожилой глава семейства Федор Данилович – бывший комбайнер (заслуженный артист Бурятии Владимир Перевалов), сорокапятилетний сын Николай (Евгений Винокуров) содержит две пилорамы; его, все еще незаконная жена (артистка Светлана Полянская), их соседка Клава – работница «стардома», как она называет Дом престарелых (артистка Татьяна Киселева).
Очень медленно развиваются события, к недостаткам постановки, пожалуй, можно отнести длинноты, не всегда оправданные, затянутые монологи героев. Лишь во втором действии сюжет начал развиваться боле динамично: оказывается, сын, в связи с получением хорошей должности, и намечаемым переездом в город решил отдать стариков в дом престарелых. Известие оборачивается настоящей трагедией для отца с матерью. Перед героем выбор. На что он решится, чем пожертвует?
Спектакль «Вечерний звон» идет в пространстве малой сцены, выстроенной в глубине основной сцены театра. Уже не в первый раз премьеры в ГРДТ проходят в такой форме, все еще не привычной для большинства зрителей. Благодаря тому, что артисты играют совсем рядом со зрительными рядами, особенно четко чувствуется атмосфера. Так и в премьерном спектакле зрители окружают сцену со всех сторон – в виде четырехугольника, словно находятся в одном доме с героями. Режиссер приближает действие к домашней обстановке деревенского дома с помощью бытовых подробностей: кипящий чайник, накрытый стол, ситцевый абажур, стук вилок по тарелке…
Оформление спектакля приближено к реальности (художник-постановщик Вадим Бройко). Зритель погружался в атмосферу театрального действа уже по пути к зрительным рядам. Под ногами хрустел снег, путь преграждали заснеженные деревья, а на перилах лежали белоснежные комья. Ощущение, что снег настоящий, не покидало и во время спектакля, когда герои входили в дом, поспешно стряхивая его с одежды и сметая с валенок. В финале постановщики преподнесли еще один подарок – макет заснеженной деревушки с маленькими домиками, церковью в центре и снегопадом. Все герои, по задумке режиссера, словно всматриваются в нее сверху, такую маленькую и беззащитную, как бы глядя со стороны.
В спектакле много песен, артисты поют «Вечерний звон», «Прекрасное далеко», «Старый клен». И в этом чувствуется единение героев спектакля. Особую атмосферу создают фрагменты музыки Г. Свиридова, М. Раухвергера, К.Лядова. Над музыкальным оформлением работал Вячеслав Буланов.
О чем же спектакль? О нашем отношении к старшему поколению. Готовы ли мы, согласно закону, который будто бы принят в Финляндии, как сообщила героиня пьесы - соседка Клава, не считать свою мать близким родственником? Готовы ли мы переселять престарелых родителей в фантастические города, которые будут в скором строиться, причем, в соответствии с годами их рождения. Например, родившихся в 40-е годы – в дома, где всё как в годы их молодости: одежда, музыка, быт?
Как бы ни абсурдно это звучало, проблема, поставленная драматургом, действительно есть, и рано или поздно она касается каждого... Автор призывает не торопиться в таких вопросах, «не гнать лошадей».
Зрители тепло принимали спектакль, отзывались на шутки и как-то очень тихо, казалось, вдумчиво следили за финалом.СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ