В Русском драматическом театре состоялась премьера

Обращаясь к зрителям перед спектаклем, художественный руководитель театра Анатолий Баскаков (он же режиссер-постановщик) напомнил о том, что в декабре исполняется ровно 30 лет со дня первой постановки пьесы нашего земляка, Степана Лобозерова. Семь пьес драматурга начинали сценическую жизнь именно на сцене русского театра, а потом становились известными далеко за пределами Бурятии. Вот и на этот раз право первой постановки принадлежит бестужевскому театру. Спектакль «Вечерний звон» создан при поддержке Министерства  культуры Бурятии.
Алексей Гергенов
3759

На премьере, к сожалению, драматург присутствовать не смог, так как ухаживает за больными родителями.

Действие спектакля начинается с ночного пролога, когда  пожилая женщина Мария Алексеевна (народная артистка России Нина Туманова; народная артистка Бурятии Нина Вершинина) обнаруживает под своей кроватью очередную проделку кота… К слову сказать, сценой с котом и заканчивается спектакль: пушистый рыжий озорник «вживую» показывается зрителям. Из многочисленных диалогов о его персоне, мы узнаем много подробностей  из его жизни: он носит галстук и умеет сам открывать двери.  Но это только завязка основного действия. Далее мы знакомимся с остальными участниками: пожилой глава семейства Федор Данилович – бывший комбайнер (заслуженный артист Бурятии Владимир Перевалов), сорокапятилетний сын Николай (Евгений Винокуров) содержит две пилорамы; его, все еще незаконная жена (артистка Светлана Полянская), их соседка Клава – работница «стардома», как она называет Дом престарелых (артистка Татьяна Киселева).

Очень медленно развиваются события, к недостаткам постановки, пожалуй, можно отнести длинноты, не всегда оправданные, затянутые монологи героев. Лишь во втором действии сюжет начал развиваться боле динамично: оказывается, сын, в связи с получением хорошей должности, и намечаемым переездом в город решил отдать стариков в дом престарелых. Известие оборачивается настоящей трагедией для отца с матерью. Перед героем выбор. На что он решится, чем пожертвует?

Спектакль «Вечерний звон» идет  в пространстве малой сцены, выстроенной  в глубине основной сцены театра. Уже не в первый раз премьеры в ГРДТ проходят в такой форме, все еще не привычной для большинства зрителей. Благодаря тому, что артисты играют совсем рядом  со зрительными рядами, особенно четко чувствуется атмосфера. Так и в премьерном спектакле зрители окружают сцену со всех сторон – в виде четырехугольника,  словно находятся в одном доме с героями. Режиссер приближает действие к домашней обстановке деревенского дома с помощью бытовых подробностей:  кипящий чайник, накрытый стол, ситцевый абажур, стук вилок по тарелке…

Оформление спектакля приближено к реальности (художник-постановщик Вадим Бройко). Зритель погружался в  атмосферу театрального действа уже по пути к зрительным рядам. Под ногами хрустел снег, путь преграждали заснеженные деревья, а на перилах лежали белоснежные комья. Ощущение, что снег настоящий,  не покидало и во время спектакля, когда герои входили в дом, поспешно стряхивая его с одежды и сметая с валенок. В финале постановщики преподнесли еще один подарок – макет заснеженной деревушки с    маленькими домиками, церковью в  центре и снегопадом. Все герои, по задумке режиссера, словно всматриваются  в нее сверху, такую маленькую и беззащитную, как бы глядя со стороны.  

В спектакле много песен, артисты поют  «Вечерний звон», «Прекрасное далеко», «Старый клен». И в этом чувствуется единение героев спектакля. Особую атмосферу создают фрагменты музыки Г. Свиридова, М. Раухвергера, К.Лядова. Над музыкальным оформлением работал Вячеслав Буланов.

О чем же спектакль? О нашем отношении к старшему поколению. Готовы ли мы, согласно закону, который будто бы принят в Финляндии, как сообщила героиня пьесы - соседка Клава, не считать свою мать близким родственником? Готовы ли мы переселять престарелых родителей в фантастические города, которые будут в скором строиться, причем, в соответствии с годами их рождения. Например, родившихся в 40-е годы – в дома, где всё как в годы их молодости: одежда, музыка, быт?

Как бы ни абсурдно это звучало, проблема, поставленная драматургом, действительно есть, и рано или поздно она касается каждого... Автор призывает не торопиться в таких вопросах, «не гнать лошадей».  

            Зрители тепло принимали спектакль, отзывались на шутки и как-то очень тихо, казалось, вдумчиво следили за финалом. 
СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ

Читайте также