Актер и режиссер, гениальный преподаватель актерского мастерства, теоретик сценического искусства и реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский родился 150 лет назад, 17 января 1863 года.
С 1938 года актеров во всех цивилизованных странах учат вживаться в образ по системе Станиславского: именно правду переживаний режиссер ставил во главу угла. «Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения», – писал он.
Станиславский четко делил актерскую игру на три метода – ремесло, представление и переживание. Ремесло – это то, что мы видим в сериалах: набор штампованных реакций, картонных движений, упрощенных до предела эмоций, вроде звонкого вопля «Ты мерзавка, Лаура!» – и не менее звонкой пощечины следом. Подлинность воплощения и правду жизни, а уж тем более качество этого «искусства» оставим на совести клепальщиков мыльных опер с одного дубля.
Представление – метод значительно более профессиональный, искусство демонстрации чувств, которые актер, возможно, вполне тонко понимает, но в момент игры не испытывает.
Но вершиной актерского мастерства по Станиславскому является переживание, когда образ на сцене рождается из подлинных чувств актера, поверившего в то, что в данный момент он и есть – Гамлет, Тристан или Сид... Где-то это попахивает священным безумием – возможно, но в подлинном творчестве всегда есть доля безумия.
Станиславский дал нам не только артистов советское кино, сожаления об утрате которых сегодня приправлены горечью сравнений с новым поколением, – его система помогла раскрыться талантам Дастина Хоффмана и Аль Пачино, Марлона Брандо, Энтони Хопкинса и Роберта де Ниро, Катрин Денев и Жерара Депардье, Мерил Стрип, Джека Николсона и многих других мировых звезд, без которых мы не представляем себе современные театр и кино.
Уже не один год лучшие актеры планеты удостаиваются специальной премии «Верю!» имени режиссера из СССР. Копилка мировой культуры была бы чудовищно неполна без того огромного труда, который вложил Станиславский в свои разработки. В сущности, после каждого удачного спектакля или по-настоящему хорошего фильма мы должны бы тихонько сказать ему спасибо – а сегодня для этого есть особенный повод.
Читать полностью: http://www.interfax.by/article/98243