Владимир Конкин: «А я не хочу подглядывать в замочную скважину…»

- Когда вы ещё увидите Конкина, стоящего на коленях перед зрителями?! – иронично спрашивал знаменитый актёр театра и кино Владимир Конкин со сцены Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева после спектакля «Муж, жена и сыщик», премьера которого в Улан-Удэ состоялась в канун Международного женского дня.
Екатерина Вяликова
9009

Фабула пьесы английского драматурга Питера Шеффера проста и наивна, но это не лишает её  эстетической и нравственной глубины. В первые минуты не привычно в роли комичного сыщика, «проводника созидательных начал» видеть знаменитого артиста Владимира Конкина, чьё имя навсегда стало синонимом имени литературного и экранного героя Павла Корчагина из киноленты «Как закалялась сталь» и ещё, как минимум, 48 персонажей, которых в разное время играл актёр. Муж (артист театра и кино Юрий Анпилогов), заподозрив жену (артистка театра и кино Елена Переслени) в неверности, нанимает частного детектива. Сыщик выступает вершителем судеб, подобно Воланду из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: смеётся над откровениями супругов и в то же время подталкивает их к диалогу и взаимопониманию. Постановка уже с успехом прошла в Москве, Московской области, Саранске, Саратове, Курске, Тамбове, Рязани, Липецке, Забайкальском крае, на Украине.

- Владимир Алексеевич эту пьесу и роль сыщика играл в молодости в театре Ермоловой, –  выдал нам маленькую тайну артист театра и кино Юрий Анпилогов. –  А накануне его 60-летия  и 40-летия творческой деятельности идея восстановить спектакль с другими актёрами пришла его супруге Алле Львовне, которой не стало в 2011 году. И Владимир Алексеевич завершил эту постановку в память о супруге.

О своём отношении к  современному театру и кино актёр рассказал на пресс-конференции с местными СМИ и в интервью пресс-службе театра.

- Господин Белинский писал: «Идите  в театр и умрите в нём».  Для меня это не пустые созвучия, это то, что заставляет меня трепетать до сих пор, –  признаётся Владимир Конкин. – Задача нашего творческого объединения «Дети Мельпомены» – это пропаганда красоты театрального искусства, добродетели и поддержки всякого человека разумного, стремящегося к совершенству, укрепление веры в необходимость добра, любви к ближнему и сочувствие к оступившемуся... Мы не лукавые лицедеи, но бригада скорой помощи, мчащаяся к человеку, желающему совета, поддержки, чистой слезы и доброй улыбки. Поэтому мы не проповедуем и не приемлем мат и имитацию интимных отношений на сцене.  Почему мы должны толерантно относиться к такому искусству, которое унижает достоинства человека? Я не критик и высказываю только своё субъективное мнение. Сохранение нравственной традиции и опоры – это наша цель.

- И сегодня мы сплотились для того, чтобы поддержать Конкина в том, что древнейшая русская театральная школа должна существовать, –  дополняет актриса Елена Переслени.

В качестве примера «как не надо» Владимир Алексеевич рассказал о постановке одного из ТЮЗов сказки Шарля Перро «Красная Шапочка», на которую он не решился пойти с внуком.

- Как мне рассказал знакомый, там была показана Красная Шапочка раннего полового созревания, и это буквально эротическая постановка для взрослых, – рассказывает актёр. –   А я не хочу подглядывать в замочную скважину… Мне, например, не интересны донжуанские списки Пушкина и подробности его личной жизни. Но мне интересно,  кто из этого списка стала краской для нового гениального станса. И когда я читаю его, то слышу мелодику, слышу шепот, дыхание, ощущаю трепет сердца. Зритель знает драматургию, но когда идёт на спектакль он никогда не знает, что в результате ему покажут.

Кто-то из великих считал, что «в театре допустимо всё, кроме пошлости и скуки». С этим согласны «Дети Мельпомены», но Юрий Анпилогов добавляет:

- Хорошо сказал Ницше: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Оно вечно.  Поэтому сегодня в нём недопустим непрофессионализм. Но появилось много случайных людей, возомнивших себя артистами: манекенщиц, юмористов, комедиклабовцев. Они думают, что актёр – это не профессия. Нет! Это – профессия! Мало одного таланта, который обязательно должен быть. Этому надо ещё и учиться. Я не могу смотреть сериалы хотя бы потому, что «актёры» плохо говорят. А вы обратите внимание на речь Конкина: повернётся во время спектакля спиной к зрителям, и то, что он скажет,  будет слышать последний ряд; произнесёт что-то шепотом, а услышат все. Он работает на «полную катушку» всегда. Мы привезли этот спектакль в том объёме, в котором его видит московский зритель. Не было никаких «а давайте вот здесь подсократим», или «это играть я не буду»... У нас такая традиция: перед каждым спектаклем мы держимся за руки. У Владимира Алексеевича руки всегда холодные. И я как-то спрашиваю: «Вы что волнуетесь?» Он говорит: «Да ну! Глупость какая!», а потом добавляет: «Очень волнуюсь, очень». И так перед каждым спектаклем.

«Муж, жена и сыщик» -–  это третья совместная постановка Конкина и Анпилогова. Ранее была «Душа и маска», в котором Юрий играл молодого Фёдора Шаляпина, а Владимир Алексеевич – мецената. А потом спектакль «Императрица», где Юрий воплотил образ возлюбленного Екатерины II, а Владимир Алексеевич – князя Потёмкина.

Зрители ещё долго не отпускали актёров  после спектакля. А артисты преподнесли ещё несколько приятных сюрпризов, таких как потрясающее проникновенное исполнение без аккомпанемента романса «Гори, гори, моя звезда» Еленой Переслени. Владимир Конкин декламировал, стоя на коленях, прекрасные стихи Расула Гамзатова «Тобой протянутую руку…»,  что не оставило равнодушной ни одну женщину в зале.

Читайте также