ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ: 100 лет спустя

Легендарному балету композитора Игоря Стравинского «Весна священная» в 2013 году исполнится 100 лет. Премьера балета состоялась 29 мая 1913 года в Париже. Автор декораций и костюмов — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио – Сергей Дягилев.
по материалам http://www.belcanto.ru,www.golos-ameriki.r,
9662

Замысел «Весны священной» относится к началу 1910 года. В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы "Жар-птицы", в воображении моем совершенно неожиданно возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой "Весны священной". Это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся».


Игорь Стравинский. Бостон 12 января 1944 года.

 Хореография подробно обсуждалась с Вацлавом Нижинским, которого Дягилев рекомендовал Стравинскому в качестве постановщика.

Работа шла очень интенсивно. С наступлением холодов Стравинские, как всегда, уехали в Швейцарию, там в Кларане 17 сентября 1912 года была закончена партитура. Как явствует из переписки, композитор решающее значение придавал ритмической стороне музыки. Именно она составила основу новаторского сочинения, взломавшего старые стереотипы. На премьере «Весны священной», состоявшейся 29 мая 1913 года в Театре на Елисейских полях под управлением Пьера Монте, зрители были шокированы. Раздавались свистки, гудки автомобильных клаксонов, звон велосипедных звонков, смех и шум. Чтобы усмирить расходившиеся страсти, Дягилеву пришлось несколько раз гасить свет в зале, и все же публику утихомирить не удалось. Спектакль прервался, причем композитор, расстроенный до нельзя, к тому времени бежал из театра.

Однако далеко не все так отнеслись к новому балету. Наиболее чуткие любители музыки поняли его ценность. Так, молодой Луначарский, бывший в это время в Париже, писал: «...Прекрасное далеко не целиком сводится к красивому... Стравинский и Нижинский, давши художественное современное произведение... не пошли ни по пути научной точности, ни по пути балетного обсахаривания материала».

Партитура, открывающая «Весну священную», стала узнаваемым и любимым многими музыкальным фрагментом. Но многие зрители, пришедшие на спектакль «Русского балета Дягилева» (Ballet Russes) в 1913 году, встретили ее прохладно.
 

С помощью фагота, который прежде никогда не звучал в таком высоком регистре, Стравинский хотел изобразить голоса крестьян языческой Руси.
 
Но когда такое звучание фагота продолжилось и в следующей композиции, «Весенние гадания», зрители начали возмущаться.
 
«Публика состояла из представителей высшего общества, которые ожидали чего-то подобного знакомым им балетам на музыку Чайковского, Шопена или даже раннего Стравинского, – говорит руководитель кафедры истории музыки в Джульярдской школе Майкл Гриффел. – А вместо этого им представили танцы и музыку, которая была совершенно не похожа на ту, что они слышали раньше, и на их слух она звучала совершенно отвратительно. И вся эта аудитория в вечерних платьях, фраках и смокингах была просто шокирована».
 
Гриффел говорит, что музыкальные элементы «Весны священной» вполне соответствовали сюжету, который сам по себе был шокирующим и повествовал о языческих племенах и их ритуалах поклонения Земле.
 
«Там есть «Игра двух городов» с великолепной с точки зрения ритма музыкой, есть и мистические моменты, где все движется плавно, например, «Тайные игры девушек. Хождение по кругам». Здесь же есть «Поцелуй Земли» Старейшим-Мудрейшим».
 
Образы этого сложного, но манящего мира, усиливались красочными костюмами, которые один из критиков назвал балахонами, потому что они скрывали тела танцоров.
 
В Каролинском центре исполнительских искусств юбилей «Весны священной» будет праздноваться целый год. Его арт-директор Эмиль Кан говорит, что оригинальная хореография Вацлава Нижинского была «антибалетной».
 
«Его называли создателем балета скрюченных пальцев и заломленных рук. Это было полной противоположностью представлениям об эстетическом, господствовавшим в то время. Это тоже сыграло свою роль в недовольстве публики в тот вечер».
 
По словам Майкла Гриффела, выбранные Стравинским темы были мрачными, даже пугающими. В кульминационный момент, чтобы угодить богам плодородия, девушка танцует до тех пор, пока не падает замертво.
 
«Группа приносит одного человека в жертву. В этом и есть суть «Весны священной». В этом и есть суть обряда Весны. Сама жизнь, как и искусство, отражающее жизнь, не всегда прекрасны и не всегда поддаются контролю. Они не сбалансированы, не всегда симметричны и не всегда приятны на слух», – говорит он.
 
«Весна священная» знаменовала новое направление в искусстве, когда каждый человек усматривает собственный смысл в произведении.
 
Игорь СТРАВИНСКИЙ дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Вацлав НИЖИНСКИЙ в балете 'Весна священная' положил в основу танцев резкие прыжки, взмахи, топочущие движения, которые своей неуклюжестью вызывали представление о чем-то диком, примитивном.
Накануне грозных событий Первой мировой войны, гениальный танцовщик Вацлав Нижинский создал для этого спектакля авангардную хореографию, где группы танцующих двигаются в синхронных конвульсиях, словно завороженные надвигающейся вселенской катастрофой, заложив тем самым основы танца ХХ века. Хореография Вацлава НИЖИНСКОГО еще долго оставалась не признанной и не понятой, лишь со временем пришло осознание той революции, которую он совершил своими постановками в танце.
Сегодня 'Весна священная' вошла в число культовых балетных партитур XX века.
Крупнейшие хореографы XX века неоднократно обращались к этому произведению (среди них – Мари Вигман, Марта Грехэм, Морис Бежар, Пина Бауш), каждый раз пытаясь по-своему найти выход из конфликтной ситуации, в которой оказывается человек, зажатый между стихией внутренних сил и навязанной ему необходимостью присутствия в цивилизованном мире.

В Большом театре пройдет фестиваль «100 лет «Весне священной» - 100 лет новому искусству»  с 27 марта по 21 апреля 2013 года. Он посвящен столетию  премьеры балета Игоря Стравинского. В эти дни на Новой сцене театра будут представлены три наиболее известных прочтения  балета – в хореографии Вацлава Нижинского, Мориса Бежара и Пины Бауш. Специально для труппы Большого театра  новую оригинальную постановку осуществит екатеринбургский хореограф Татьяна Баганова, возглавляющая самую известную в жанре contemporary dance труппу "Провинциальные танцы". "Весну священную" покажут в спланированные сроки с 28 по 31 марта, она откроет череду весенних гастрольных спектаклей, самых знаменитых  интерпретаций партитуры Стравинского: исторически самую первую - Вацлава Нижинского - представит балет Финской национальной оперы, будут представлены также культовые версии Мориса Бежара и Пины Бауш в исполнении их трупп.  

Читайте также