Знаток русской души и русского мещанского быта Александр Николаевич Островский сюжет пьесы строит вокруг одного эпизода из жизни обедневшего дворянина Михаила Дмитриевича Бальзаминова. Вообще, произведение "Женитьба Бальзаминова" – это трилогия А.Н.Островского ("Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!", "За чем пойдешь, то и найдешь"), которая была мало того, что не признана при жизни писателя, но еще и запрещена к постановке в театрах. Режиссер-постановщик нашего спектакля Андрей Штейнер в своем решении опирался только на две пьесы: «За чем пойдешь, то и найдешь» (Женитьба Бальзаминова), «Праздничный сон — до обеда» и по трактовке режиссера образ Мишеньки Бальзаминова решается не как фигура комическая, либо трагическая, а как наивный и глубоко страдающий молодой человек. Здесь нет элементов клоунады, но есть неуловимая человеческая боль. Островский сейчас снова в моде, каждый режиссер находит в текстах что-то ему родное и близкое. За последние пять лет в различных российский театрах осуществлено более 80-ти постановок по мотивам этого произведения.
Основная идея спектакля, по мнению режиссера, в том, что «мы не за тем приходим в этот мир, чтобы карманы набивать, да как бы поуютней устроиться…Мы приобретаем гораздо большее не в погоне за богатством…ведь голым в этот мир пришел, голым и уйдешь…»
Особенность постановки нашего театра – два Бальзаминова. Бальзаминов реальный, которого играют в параллели два артиста (народный артист Бурятии Сергей Васильев и артист Александр Кузнецов), Бальзаминов в сновидениях (заслуженный артист Бурятии Евгений Аёшин). Сон, как прием, понадобился режиссеру не только для наиболее тонкого и точного раскрытия характера главного персонажа героя. Сны – это еще и самодостаточные, динамичные, яркие водевильные истории, нанизывающиеся как бусины на сюжетную канву. Кого и чего только нет в фантазиях Мишеньки! Надо сказать, что в 2011 году спектакль подвергся редакции художественного руководителя театра А.Б.Баскакова, изменилась режиссёрская трактовка и сценографическое решение спектакля. На публичных обсуждениях со зрителями высказывались разные мнения в защиту как одной, так и другой версии. Тем не менее, спектакль живет, по-прежнему вызывает споры, тем, наверное, и интересен.