В Улан-Удэ открылась выставка художников-сценографов

12 апреля, в Государственном русском драматическом театре имени Н.А. Бестужева открылась уникальная выставка, объединившая  театры республики.
Руководитель литературно-драматургической частью театра Лилия Маркина
11283
В экспозиции представлено около 150 работ театральных художников - эскизы костюмов и декораций, эскизы кукол,макеты к спектаклям, костюмы. Экспонаты принадлежат разным временным эпохам – концу 30-х годов  ХХ столетия и первому десятилетию  ХХI века.  Это, своего рода, экскурс в профессию театрального художника, рассказ о важности и уникальности тех, кто создает «волшебный мир» кулис.  Благодаря временному совпадению, открытие выпало на 12 апреля – день космонавтики  -  приглашенные гости придали событию космическое значение и назвали выставку некоей  «машиной времени».  Важность и масштабность проведённой организаторами работы  - русским театром и Союзом театральных деятелей Республики Бурятия - отметили заместитель министра культуры С.А.Добрынин,  а также  выступающие на официальной церемонии открытия  - главный художник Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» О. В. Акимова, заведующая музеем государственного Бурятского театра драмы им. Хоца Намсараева В. Д. Бабуева.  Экспонаты для выставки предоставляли как сами художники, так и их родственники. Многие работы от времени обветшали. Восстановлением и оформлением  занимались бутафоры и столяры театра...Немалую лепту в пополнение выставочных экспонатов внес главный художник театра В.М.Бройко –  один из  ее инициаторов. Он презентовал не только свои работы, но и работы коллег- Валерия Тевелева, Бориса Чернутова,  долгие годы бережно сохраняемые им.  -Я словно побывал в путешествии 10-летней давности,  увидев названия спектаклей, которые когда-то смотрел вместе с авторами, к сожалению,  ушедшими,  – поделился впечатлением друг театра,  руководитель региональной общественной организации «Наследие декабристов» В.И. Петров.  Выставка носит познавательный характер - кратко, но емко на ней представлены биографии театральных художников, многие,  кстати, из них прошли войну, и в мирное время продолжали заниматься высоким искусством.  Так, Николай Андреевич Быстров (1917-1988) – заслуженный деятель искусств Бурятской АССР почти четверть века отслужил главным художником Русского драматического театра.  За годы творческой деятельности в театре им было оформлено более 180 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики, современных авторов. Среди них - «Мария Тюдор» В. Гюго, «Поздняя любовь» и «Бесприданница» А. Островского, «Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира, «На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка, «Клятва» Ц. Шагжина, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Красные дьяволята» П. Бляхина, А. Полевого, А. Толбузина, «Порог» А. Дударева и многие другие.Николай Андреевич Быстров – участник двух Декад искусства и литературы  Бурятии в Москве (1940 и 1959 гг.).   Биография Тимина А.И. – это история сценографии сразу несколькихтеатров Бурятии - Бурятского театра драмы, позже – музыкально-драматического театра, а с 1948 года  - Бурятского театра оперы и балета. За свою многолетнюю практику Тимин оформил свыше 100 спектаклей, среди них: "Алеко" С. Рахманинова (1957), "Князь Игорь" А. Бородина (1959), "Побратимы" Б. Аюшеева (1958), "Борис Годунов" М. Мусоргского (1962); "Юдифь" А. Серова (1964), "Отелло" Дж. Верди (1965).За новую редакцию балетного спектакля «Красавица Ангара» Л. К. Книппера и Б. Б. Ямпилова Александр Иванович был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1972).  Посетивший выставку в первый день ее работы сын художников Тимина А.И. и Шестаковой М.И.  Сергей Александрович Тимин подарил  театру 11 эскизов костюмов к спектаклю «Разрыв-трава» И.Калашникова (бумага, акварель и бумага, карандаш).  Художник по костюмам – Шестакова М.Е., народный художник Бурятской АССР. В 1980 г. Музей театра пополнится и другими экспонатами, принесёнными в дар Сергеем Александровичем: программка спектакля «Мал, да удал» В.Гольдфельда (1961 г.) с автографом режиссера-постановщика Б.И. Мостового и актеров, занятых в спектакле; афишка к спектаклю «Любовь Яровая» К.Тренева (1947 г.).  Есть предубеждениео бесполезности датных мероприятий, однако открывшаяся выставка, хотя и приурочена к 150-летию со дня рождения великого реформатора русского театра К.С. Станиславского, – не из этого разряда.Организаторы услышали немало предложений от своих коллег, зрителей и посетителей о необходимости продолжить работу  над таким важным и нужным делом – как сохранение памяти театрального наследия, как бы громко это не прозвучало. 

Читайте также