Цырен-Доржо (Сергей) Бальжанов начал творческую деятельность в качестве актера в театре бурятской драмы после окончания Дальневосточного государственного института искусств в 1975 году. За вклад в развитие театрального искусства был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Бурятия». Поиски новой выразительной формы театрального искусства приводят Цырен-Доржо Бальжанова к постановочной деятельности. Он закончил режиссерский факультет у известного режиссера-педагога Анатолия Васильева в Государственном институте театрального искусства (ныне РАТИ) в Москве. Окончил аспирантуру в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре религиоведения, защитил кандидатскую диссертацию по философии (2002г.)
Первой постановкой режиссера Ц. Бальжанова был спектакль «Плач кукушки» по пьесе А. Кима. За ним последовали «Король-Олень» К. Гоцци, «Пионовый фонарь» С. Энте в инсценировке А. Кима. В совместном проекте Бурятской творческой производственной компании «Восточные ворота» и ГБАТД им.Х. Намсараева осуществлена постановка спектакля «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердечной бабушке» Г. Маркеса с колумбийским режиссером Алехандро Гонсалес Пуче.
В 1990 году впервые были подняты и по-новому осмыслены в постановках Бальжанова Ц. Д. страницы истории бурятского народа, его сопричастность к мировым процессам – это постановка пьесы «Дамдин лама» Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева, повествующая о трагических событиях 30-х годов ХХ столетия – репрессиях служителей буддийской веры. Постановка, наиболее полно вобравшая в себя эстетические принципы Ц. Бальжанова, стала лауреатом Международного театрального фестиваля в г. Елена-Гура (Польша). И заслуженная награда – Государственная премия Республики Бурятия в 1991 году.
Настоящим событием сезона 2000-2001 гг. стала постановка масштабного проекта «Чингисхан» по пьесе Б. Гаврилова. В 2002 году спектакль становится лауреатом Государственной премии Республики Бурятия. Пригласили спектакль в Иркутск на фестиваль «Сибирский транзит».
В 2004 году Ц. Бальжанов осуществил постановку знаменитой пьесы «Чайка» А. П. Чехова, о которой известный московский критик И. Г. Мягкова высказалась, что «…спектакль создан во имя театра…» Осенью 2004 года в Монголии на Международном театральном фестивале «А. П. Чехов – XXI век» спектакль «Чайка» получил «Гран-при» и признан лучшим по четырем номинациям.
В 2005 году в Красноярске прошел 5-й Межрегиональный фестиваль «Сибирский транзит». Компетентный экспертный совет, просмотрев предварительно 54 спектакля, отобрал для участия только 13, в том числе и «Трехгрошовую оперу» Б. Брехта в постановке Цырен-Доржо Бальжанова.
В июне 2006 года со спектаклями «Чингисхан», «Бальжин хатан» и «Улейские девушки» театр принял участие в культурной программе Международного фестиваля «Алтаргана-2006».
В апреле 2010 года в Москве в центре Мейерхольда состоялось представление – спектакль-медитация «Путь к Просветлению», который был показан в рамках программы «Маска плюс», спектакль вошел и в программу «Russian case». Президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин отметил: «Что касается спектакля, я благодарен судьбе, что у меня была возможность прийти сюда. Наверное, не совсем точно сказать, что это только спектакль. Это нечто иное. А что это – каждый должен определить, обнаружить в своей душе».
Авторами проекта выступили главный режиссер ГБАТД Ц.-Д. Бальжанов и философ-тибетолог, председатель буддийской Дзогчен-общины «Намсэллинг», кандидат философских наук А. И. Вязниковцев (Тендзин Шераб). Проект был благословлен Его Святейшеством Далай ламой XIV, Досточтимым Еше Лодоем Ринпоче и Досточтимым XXIV Пандито Хамбо ламой Д. Б. Аюшеевым, главой Буддийской традиционной Сангхи.
Пьеса «Путь к Просветлению» написана на историческом материале жития известных буддийских учителей Бурятии, кижингинцев – гелонга Эрдэни Хайбзуна Галшиева (1855-1915) доромбо-ламы Кодунского дацана ивеликого буддийского реформатора начала ХХ века Лубсана-Сандана Цыденова – гелонга ламы,учителя Тантры. Философскую основу спектакля составляют идеи основного труда Эрдэни Хайбзуна Галшиева «Бэлигэй толи» («Зерцало мудрости»), выдающегося памятника дореволюционной бурятской литературы. Нашли свое отражение в пьесе и пророческие заветы, оставленные Лубсаном-Санданом Цыденовым.
Великие ламы Бурятии прозревали будущее нашей страны, проблемы, с которыми мы уже столкнулись, но, к счастью, сохранилось их духовное наследие, малоизвестное широкому зрителю, однако сохраняющее свою актуальность и в наши дни.
Авторы пьесы А. Вязниковцев и Ц. Бальжанов (режиссер-постановщик он же) положили в философскую основу спектакля мысли буддийских лам-учителей, изложенные в выдающемся памятнике бурятской литературы «Зерцало мудрости» Эрдэни-Хайбзуна Галшиева. Памятник представляет собой свод правил поведения для бурят, заключенный в рамки буддийской догматики.
Обладатель международного патента по созданию актерского психотренинга, основанного на буддийских мантрах, шаманских обрядах, режиссер Ц. Бальжанов предложил совершенно новую форму театрального действа – спектакль-медитацию. Атмосфера медитативного театра создается при помощи освещения, звучания музыки мантр и ритуальных инструментов, голосом и пластикой актеров, передающих священные буддийские тексты.
В перспективе создания рекреационной туристической зоны в Бурятии и увеличения потока туристов неизбежно встает вопрос о туристическом брэнде Бурятии, опирающемся на ее ландшафтно-культурное своеобразие. На фоне растущего интереса к буддийской культуре во всех цивилизованных странах уникальный проект «Буддийское наследие в театральном искусстве Бурятии» позволит театру выразительно подчеркнуть своеобразие культурного имиджа Бурятии, способствуя росту ее туристической привлекательности и достойному участию в культурном процессе на мировом уровне.
Спектакль «Путь к Просветлению» – это первый спектакль из задуманного им проекта, состоящего из цикла спектаклей на буддийскую тематику. Представленный проект предполагает создание нового направления в театральном искусстве Бурятии, задачей которого является открытие самому широкому зрителю философского богатства буддийской мира, методов его науки и метафизических глубин его символики. Поэтому одна из важнейших целей проекта - буддийское просвещение средствами театрального искусства. Это предоставит возможность сориентироваться в безбрежном наследии философии буддизма с полным пониманием найти свой путь в буддийской традиции, использовать ее богатейшие возможности для воспитания и развития ума различными методами практики медитации. Буддизм будет активно участвовать в формировании глобальной ментальности XXI века. Все вышесказанное показывает принципиальную актуальность и важность этой театральной инициативы.
Этот театральный проект может быть осуществлен как многоязычный, поэтому будет понятен и интересен не только зрителю, говорящему на бурятском языке, но также русскоязычной и европейской публике. Об этом говорилось в высказываниях ведущих театроведов страны Г. Тараторкина, Н. Гармизы, Тенчоя, Т. Араповой и др. во время обсуждения в Москве.
Зимой 2010 года Ц-Д. Бальжанов по приглашению театра Далай ламы XIV принял участие в Международном театральном фестивале в Индии с видеозаписью спектакля «Путь к Просветлению». Театр выезжал во Францию, Белоруссию и Монголию.
В последние годы в театре были осуществлены большие постановки с приглашением столичных режиссёров. Это Э. Сакаев («Тихий Булат» Г. Нанзатова), Г. Цнобиладзе («Голый король» Е. Шварца), наш О. Юмов («Турандот» К. Гоцци). Сегодня работает над спектаклем «Птицы нашей молодости» И. Друцэ московский режиссёр Ю. Калантаров, премьера 26-28 июня 2013 года.
Проводится работа по набору третьей национальной театральной студии в г. Владивосток.