Проект «Мост искусств» родился в Красноярске в 1996 году.
«Путь в тысячу ли начинается с первого шага», именно эта восточная мудрость, по словам Сергея Форостовского, члена правления Красноярского регионального отделения Союза художников России, одного из координаторов проекта, вдохновляла их вначале. Сегодня вдохновляет тот масштаб, который проект приобрёл и его перспективы.
- За 17 лет работы проекта на базе Красноярской региональной организации Союза художников России при поддержке Министерства культуры Красноярского края и Центра международных и региональных культурных связей было проведено более 100 выставок, как в регионах России, так и за рубежом, в Европе и Азии, – сообщил Сергей Форостовский.
Также он рассказал об основной идее проекта, заключающейся в установлении и развитии творческих контактов между художниками и учреждениями культуры разных стран и регионов России:
- Формат проекта предполагает не только выставки, но и пленэры, обмен опытом, обмен связями, установлением контактов, что соответственно ведёт к тому, что мы ярко и образно входим в мировое культурное пространство и в тоже время открываем культурное пространство России для художников других стран. Тем самым мы раздвигаем границы для человеческого и творческого общения.
Проект состоит из трех частей. Вначале в Красноярске традиционно открывается выставка, где художники демонстрируют свои работы и знакомятся друг с другом. В этом году она проходит под названием «Сны без границ», а её особенностью стало разнообразие представленных жанров, стилей и художественных школ.
Затем художники выезжают на пленэр, каждый раз в новый регион России. На этот раз местом для пленэра была выбрана Бурятия. До этого гостей уже принимали Хакасия и Тува, в перспективе – Якутия.
И последний завершающий этап – это ещё одна выставка, здесь уже представляются те работы, которые были написаны на пленэре.
Пресс-конференция, собравшая художников, журналистов и представителей культурной общественности Улан-Удэ, проходила сразу по возвращении гостей Бурятии из их путешествия по Байкалу и Баргузинской долине, поэтому атмосфера восхищения и восторга передавалась от одного к другому. Кто-то из зарубежных художников, в России уже не в первый раз, бывал и в Сибири, а кто-то лишь только открывал их для себя. Однако, Бурятия для всех без исключения была неизвестной и таинственной. И поэтому знакомство с республикой было особенно ошеломляюще прекрасным.
- Не только в Сибири, и тем более в Бурятии, я вообще первый раз в России. И, конечно же, у меня нет слов, чтобы передать все свои впечатления. Словами невозможно описать красоту всего того, что я здесь увидел. Эмоций было каждый день так много, что я даже растерялся. Я ещё студент, изучаю живопись и искусствоведение, и думаю, что все впечатления от поездки найдут своё отражение в моих будущих работах, – выразил общее состояние самый молодой участник делегации, 19-летний Мартин Гомис Карлос.
Однако, самым важным для участников проекта было не только желание увидеть что-то новое и пережить чувство восхищения, а чтобы всё увиденное реализовать в своём творчестве. Поэтому все 8 дней пребывания в Бурятии художники работали, делали эскизы. Сергей Форостовский написал 12 работ, Михаил Бирюков, художник из Красноярска, сделал около 60 карандашных набросков. Не менее продуктивным стал пленэр и для художника из Хорватии Старешины Дарко, президента Ассоциации художников Загреба «Fortuna-ART». Немецкие художницы в своём активе увезут каждая по 10 работ. Возможно, открытием для многих стала информация о том, что немецкие художники работают совсем не в той системе, которая принята в России. Они вначале делают небольшие работы, как бы эскизы с натуры, а уже потом переносят их на гигантские холсты.
Все без исключения участники пресс-конференции упоминали о том особенном общении и понимании друг друга даже без знания языка, которое всегда возникает при живом, эмоциональном контакте. При этом и они сами и все присутствовавшие на пресс-конференции не могли не отметить, насколько профессионально работал в делегации переводчик и координатор проекта, представлявший Центр международных и региональных культурных связей министерства культуры Красноярского края Дмитрий Плосков. Именно ему был адресован вопрос о поддержке министерством культуры Красноярского края проектов, инициированных Союзом художников.
Дмитрий рассказал, что министерство культуры Красноярского края, действительно, оказывает большую помощь в осуществлении различных проектов с использованием грантовой системы и бюджетного финансирования, вплоть до оплаты выездов Красноярских художников на пленэры за границу. Вопрос финансирования проектов и поддержки их со стороны правительства региона на пресс-конференции поднимался ещё не раз.
По мнению Сергея Форостовского:
- Поддержка правительства региона, безусловно, важна, но не последнюю роль в изыскании финансовых средств играют личная инициатива и поиск партнёров помимо министерства культуры.
А в конце своего ответа Сергей Форостовский поделился, что давно уже многое делает на свои деньги.
Чем обескуражил присутствующих. На вопрос «богат ли он», Сергей ответил утвердительно:
- Да, я самый богатый человек, потому что у меня миллион друзей.
Сергея поддержала Гилен Марианнэ, председатель творческого союза Берлина, член правления союза художников Германии, ответившая на вопрос, как и на какие средства существуют немецкие художники.
- Должна сказать, что художники Германии чувствуют себя не очень хорошо. Обязательно нужна какая-то работа постоянно. Жить только за счёт творчества не у всех получается. Во времена ГДР государство оказывало большую поддержку и союзу, и самим художникам, а сейчас капитализм, каждый должен научиться выживать.
Выяснив, что во всём мире они живут не очень богато, а сила их в единстве и творчестве, художники вновь вернулись к обсуждению планов будущего сотрудничества. А Гомис Торрэс Мария Изабель, начальник музейно-выставочного отдела администрации испанского города Пальма-де-Майорка даже выразила надежду увидеться с художниками Бурятии в следующий раз на Майорке.
Остаётся добавить, что в этом проекте от Бурятии приняли участие Евгений Болсобоев, заместитель председателя правления Союза художников Бурятии, как координатор проекта. Именно он рассказал о крепких творческих связях между региональными союзами художников Бурятии и Красноярского края и о маршруте пленэра. Солбон Раднаевич Ринчинов, народный художник России, член-корресподнет РАХ, который в экспедиции выступал в качестве проводника по родным местам. Чингиз Шенхоров, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ. Анатолий Цыденов, член Союза художников, заслуженный работник культуры Республики Бурятия. Виктория Рабжаева, художник-живописец, в настоящее время художник-реставратор Национального музея.