В этом году форум прошел под девизом «Учитель и культура: вызовы XXI века». По словам Алдара Валерьевича Дамдинова, министра образования и науки Республики Бурятия, эти вызовы уже обозначены временем и заложены в культурном слое нашего общества. Именно учитель, который с детства впитал в себя общечеловеческие и культурные ценности, передаст их своим ученикам.
Форум был разделен на дискуссионные и презентационные площадки, в пяти из которых музей принял участие. В Народном Хурале, в секции «Проблематика развития государственно-общественного управления образованием» директор Т. А. Бороноева выступила с докладом на тему: «Музей и дети: актуальные проблемы взаимодействия и пути их решения в контексте удовлетворения социальных потребностей». Татьяна Анатольевна рассказала, какую роль играет музей в образовательном и воспитательном процессе ребенка, отметила основные проблемы взаимодействия со школами и пути их решения.
В Физкультурно-спортивном комплексе музей презентовал выставку «Моя Бурятия» из фонда детского творчества «Рисуют дети Бурятии», посвященную 90-летию образования республики. Кроме того сотрудники музея провели мастер-класс «По одежке узнаем», где каждый желающий мог познакомиться с историей традиционных костюмов семейских, бурят и эвенков и разукрасить их на свой вкус.
5 июля в Национальной библиотеке Республики Бурятия прошел круглый стол «Учитель и культура: вызовы XXI века». Модераторами выступили Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика». Основными вопросами дискуссии стали следующие: каково сегодня место образования «между» обществом и культурой, является ли учитель транслятором культуры для учеников и какова траектория введения культуры в образовательный процесс. Татьяна Анатольевна Бороноева выступила на круглом столе с сообщением «Учитель в традиционном обществе», где охарактеризовала портрет современного учителя. Таким образом, от Национального музея Республики Бурятия на Байкальском информационном форуме были представлены следующие предложения:
- Ввести в музейный урок по этнорелигиозной тематике в образовательную программу изучения в контексте образовательного процесса предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - 1 раз в месяц;
- Для Министерства образования и науки Республики Бурятия и МВД Республики Бурятия предложить заключить межведомственное Соглашение о перевозке детей в музеи, т.к. администрации школ запрещают вывозить детей без сопровождения УГИБДД (согласно Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Минтранса России от 8 января 1997 г. №2, сопровождаются только колонны из 3-х автобусов и более);
- Определить Национальный музей Республики Бурятия как федеральную или региональную площадку для внедрения современных инновационных проектов и форм работы с детьми.
Вместе с тем в Онохойском детском саду «Солнышко» сотрудники музея природы Бурятии показали презентацию для детей «Нерпёнок Кума». Нерпёнок рассказал ребятам о себе, природе Бурятии и об озере Байкал. Также с детьми были проведены познавательные опыты с водой.
В Селенгинском районе пять учеников Новоселенгинской средней школы стали участниками конкурса на разработку лучшего туристического маршрута. 5 июля в клубе «Феникс» (Селенгинский район) проходила онлайн-презентация маршрутов. Всего в конкурсе приняли участие пять районных школ. Новоселенгинские ребята презентовали жюри 3 турмаршрута, разработанных совместно с сотрудниками Новоселенгинского музея декабристов: «В поисках древностей», «Православные святыни» и «Земли драгоценностей россыпь». В программу маршрутов было включено посещение музея декабристов, мемориала, церквей и памятника миссионерам. По итогам голосования первое место в конкурсе заняли туристические маршруты, разработанные Новоселенгинскими школьниками.